Методика включенного конфликта (Ю.В.Баскина, А.С.Спиваковской).
Направлена на диагносцирование некоторых особенностей (компонентов) отношений родителя к ребенку, некоторые отклонения вотношении к ребенкуу тех родителей, которые испытывают сложности в его воспитании. Методика построена по принципу включенного конфликта. Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, героем которых якобы является его ребенок. В процессе эксперимента зачитываются незаконченные рассказы с описанием конфликта, который можно решить разными способами; излагаются ситуации, в которых возникают проблемы, характерные для детей раннего подросткового возраста. Методика проводится сначала с родителем, потом с ребенком.
Особенность методики состоит в том, что создаются условия для сравнения ответов родителя и ребенка. Она моделирует ситуацию, в которой проявляются следуюие компоненты родительской позиции:
- когнитивный – степень понимания поступков ребенка, знание его проблем, а следовательно, способность адекватно предсказать его поведение в каждой конкретной ситуации;
- эмоциональный – преобладающий оттенок в эмоциональном отношении к ребенку, способность почувствовать его переживания;
- поведенческий – степень диалогичности родителя в воспитании ребенка, способность учитывать его мнение, точку зрения, желания, намерения;
- динамичность и прогностичность – способность воспринимать ребенка в перспективе, учитывать изменение его личностных особенностей в процессе развития.
В методике удается выявить, насколько хорошо могут родители учитывать изменения ребенка в процессе его развития, способны варьировать методы воздействия на него и формы общения с ним. Эти данные определяются с помощью параметров “отношение родителя к недостаткам ребенка” и “уверенность в знании ребенка”.
Повышение степени диалогичности в воспитании ребенка тесно связано с улучшением способности родителя к эмоциональной децентрации.
Применение методики оказывает коррекционный эффект. Во-первых, она помогает самому родителю лучше отрефлексировать свою семейную ситуацию и отношения с ребенком. Во-вторых, родитель получает возможность встать на место своего ребенка и лучше представить себе тот круг проблем, который его волнует. В-третьих, родитель может получить обратную связь, т.е. ознакомиться с ответами ребенка и увидеть, насколько точно он смог предсказать поведение ребенка в каждой конкретной ситуации (А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов).