Бытие, его структура, формы и способы существования.

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия — категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» - наиболее широкое по объему и бед­ное по содержанию понятие, охватывающее все сущест­вующее и выражающее единственное свойство — быть, существовать.

В разговорном языке термин «бытие» име­ет три основных значения.

1.Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность.

2.Слово «бытие» используется для обобщения условий матери­альной жизни людей и общества.

3. Бытие - это синоним другого слова - «сущест­вование». Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представ­ляет важную мировоззренческую проблему.

Категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество РАВНО су­ществуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создаетреальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бы­тие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотво­ренных человеком;

2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей - и соб­ственно специфическое Бытие);

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на инди­видуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества

Как исходная категория философии «бытие» является предпо­сылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий:

- определение бытия;

- обоснование его видов и свойств;

- проблемы единственности и единства бытия;

- соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов;

- соотно­шение единства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов содержания;

- проблема независимости бытия от человека и объективная включенность человека в бытие и др.

К проблеме бытия обращаются многие науки, которые изучают разные стороны бытия, его признаки, структуру, форму.

Фундаментальная физика и химия выступают базовыми науками, на основе которых формируется естественно – научная картина мира.

Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатывает концепцию бытия всего живого. Философия решает проблему бытия в основном с мировоззренческих позиций, дополняя объяснения конкретных наук (естественных, технических и общественных).

Рассмотрение проблемы бытия дает возможность выделить элементы его содержания, взаимосвязи координации и субординации между ними. Бытие включает в себя два вида: материальное и идеальное (не­материальное) бытие.

Структуру материального бытия можно представить как единство трех элементов:

- микромир - мир элементарных частиц, атомов, молекул;

- макромир - крупные материальные объекты: Земля, ее население, общество и т.д.;

- мегамир - объекты космоса.

Формы (подвиды) материального бытия:

- бытие природы, которое представляет существование неживой и живой при­роды. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, био­логическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, од­ной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими призна­ками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителем живого являются человек животный и растительный мир.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонят­ны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятель­ности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование при­обретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

- бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотно­шению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Ему присущи все основные, типические для природы при­знаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Пере­мещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в ос­новных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) приро­дой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им, он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении мате­риальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, соци­альными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, ак­тивно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологи­ческого, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в ка­ких иных предметах и явлениях бытия.

- бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, матери­альные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социаль­ных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологи­ческие законы, а также законы более конкретного характера. В общест­ве достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное раз­витие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществля­ется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активнос­ти, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Таким образом, рассмотренные выше проблемы и категории составляют содержа­ние онтологии — раздела философии, предметом которого явля­ется бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свой­ства (греч. «онтос» — сущее, «логос» — учение, слово). Онтоло­гия — важная часть философии, ее проблемы, категории, прин­ципы являются основой постановки и решения проблем гносео­логии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.

Одной из онтологических проблем является проблема единст­ва бытия.