МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА С УЧЕТОМ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 

Введение понятий: «внутренняя энергия и количество теплоты»

Какими спосабами мжно изменить внутреннюю энергию тела?

Существуют различные формы энергии. Каждая форма присуща определенному виду движения материи, например, механическому движению соответствует механическая энергия, движению электрических зарядов – энергия электрического и магнитного полей и т. д. С тепловым движением связана внутренняя энергия.

Понятие «внутренняя энергия» возникло и развилось в науке в XIX в. в связи с установлением закона сохранения и превращения энергии и благодаря успехам, достигнутым в области молекулярно-кинетической теории. Этот термин не сразу получил правильную трактовку. Во второй половине XIX в. для обозначения внутренней энергии использовали термины: «механическая энергия тела в данном состоянии», «функция действия», «энергия тела» и др. В слове «теплота» очень долго объединялись три понятия: 1) получаемое или отдаваемое телом количество теплоты; 2) внутренняя энергия; 3) тепловое движение. Такое смешение методически не является правомерным, так как в этом случае первый закон термодинамики превращается в бессмыслицу. Именно введение понятия внутренней энергии позволило распространить закон сохранения энергии на тепловые процессы; при наличии диссипативных сил убыль механической энергии системы равна увеличению внутренней энергии.

Под внутренней энергией тела в термодинамике понимают энергию, зависящую только от его внутреннего состояния и не связанную с движением относительно других тел. Внутренняя энергия является однозначной функцией состояния тела, которое определяется рядом параметров (давление, объем, температура). Это означает, что в каждом состоянии тело (или система) обладает лишь одним значением внутренней энергии. Это положение можно доказать на примере следующего рассуждения: если бы одному и тому же состоянию соответствовали два значения внутренней энергии U1 и U2, то можно было бы отнять от системы разность энергий (U1U2), а состояние бы ее не изменилось. Такая система могла бы служить источником энергии, не претерпевая никаких изменений, что противоречит первому закону термодинамики (закону сохранения энергии).

Следовательно, изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое не зависит от этого перехода, т. е. внутренняя энергия является функцией состояния системы, а не функцией процесса.Термодинамическая трактовка понятия внутренней энергии не полностью раскрывает его смысл. Для более полного определения этого понятия необходимо рассмотреть его молекулярно-кинетическую трактовку.

В современной физике под внутренней энергией понимают сумму энергии хаотического движения и взаимодействия молекул и энергии движения и взаимодействия частиц, составляющих молекулы (энергия колебательного движения частиц, энергия электронных оболочек атомов, внутриядерная энергия и т. д.). Поскольку в термодинамике изучают тепловые процессы, происходящие при не слишком высоких температурах, изменение внутренней энергии происходит лишь за счет изменения двух первых ее составляющих. Поэтому при рассмотрении тепловых явлений под внутренней энергией можно понимать сумму кинетической энергии хаотического движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия:

.

Как правило, нас интересует не само значение внутренней энергии, а её изменение, поэтому начало отсчета внутренней энергии выбирают произвольно.

Внутренняя энергия может изменяться под действием каких-либо внешних факторов: либо при совершении работы, либо в процессе теплопередачи. В первом случае мерой изменения внутренней энергии является работа, во втором – количество переданной теплоты. Работа, так же как и количество теплоты, зависит не только от конечного и начального состояний системы, но и от того, при каком процессе происходило изменение состояния. Количество теплоты и работа характеризуют процесс изменения состояния и не являются функциями состояния.

Следует разъяснить школьникам, что работа и теплопередача – неравноценные способы изменения энергии. Работа – изменение энергии упорядоченного движения, совершение работы может привести к изменению как механической, так и внутренней энергии. При теплопередаче изменяется энергия хаотического движения частиц системы, а это ведет лишь к изменению ее внутренней энергии.

Впервые с понятием внутренней энергии учащихся знакомят в VIII классе. В X классе понятие внутренней энергии получает дальнейшее развитие и обобщение на основе молекулярно-кинетических и термодинамических представлений. В частности, внутреннюю энергию рассматривают как величину, зависящую от состояния тела (или системы), определяемого термодинамическими параметрами ( , , ). Подчеркивают мысль: внутренняя энергия является однозначной функцией состояния.

Развитие и углубление понятия внутренней энергии идет по пути его применения к идеальному газу. Если в рамках термодинамики нас интересует изменение внутренней энергии, то для идеального газа можно вычислить значение внутренней энергии в данном состоянии:

, ,

 

(для одноатомного газа).

 

Внутренняя энергия идеального газа зависит только от его температуры.

Используя первый закон термодинамики, показывают, как изменяется внутренняя энергия идеального газа при различных изопроцессах.

Понятие количества теплоты и калориметрические расчеты достаточно полно изучают в VIII классе, поэтому в X классе этот материал лишь повторяют.