В социальной сфере.

Под социальной безопасностью следует понимать способность государства обеспечить создание условий по устранению опасности негативного воздействия и системы отношений, при которой реализуются жизненно важные интересы личности, общества и государства. Оценку социальной безопасности целесообразно осуществлять по двум направлениям:

– уровню жизни населения;

– уровню рынка труда.

Обобщающую оценку уровня жизни населения производят по трем основным индикативным показателям:

– доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ( ), который определяется по формуле:

 

 

– отношение среднедушевой заработной платы к прожиточному минимуму определяется по формуле:

 

 

где – среднедушевые денежные доходы в анализируемом периоде, руб.; – прожиточный минимум в анализируемом периоде, руб.

– отношение доходов 10% самых доходных групп населения к 10% самых низкодоходных групп определяется по формуле:

 

 

где – среднемесячная величина доходов 10% самых высокодоходных групп населения в анализируемом периоде, руб; – среднемесячная величина доходов 10% самых низкодоходных групп на-селения в анализируемом периоде, руб.

Обобщающая оценка остроты кризисности ситуации на рынке труда в анализируемом периоде может оцениваться по двум индикативным показателям:

– уровню общей безработицы, который определяется по формуле:

 

 

– уровню неполной занятости, который определяется по формуле:

 

 

где – численность работающих, находящихся в отпусках по инициативе администрации на конец анализируемого периода, тыс. чел.; – численность работающих неполную рабочую неделю на конец анализируемого периода, тыс. чел.

Кроме того, необходимо также определить обобщающую оценку остроты кризисной ситуации в анализируемом периоде по показателям отражающих проблемы демографической безопасности:

– показатель естественной убыли населения в анализируемом периоде;

– показатель средней продолжительности жизни.