В социальной сфере.
Под социальной безопасностью следует понимать способность государства обеспечить создание условий по устранению опасности негативного воздействия и системы отношений, при которой реализуются жизненно важные интересы личности, общества и государства. Оценку социальной безопасности целесообразно осуществлять по двум направлениям:
– уровню жизни населения;
– уровню рынка труда.
Обобщающую оценку уровня жизни населения производят по трем основным индикативным показателям:
– доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ( ), который определяется по формуле:
– отношение среднедушевой заработной платы к прожиточному минимуму определяется по формуле:
где – среднедушевые денежные доходы в анализируемом периоде, руб.; – прожиточный минимум в анализируемом периоде, руб.
– отношение доходов 10% самых доходных групп населения к 10% самых низкодоходных групп определяется по формуле:
где – среднемесячная величина доходов 10% самых высокодоходных групп населения в анализируемом периоде, руб; – среднемесячная величина доходов 10% самых низкодоходных групп на-селения в анализируемом периоде, руб.
Обобщающая оценка остроты кризисности ситуации на рынке труда в анализируемом периоде может оцениваться по двум индикативным показателям:
– уровню общей безработицы, который определяется по формуле:
– уровню неполной занятости, который определяется по формуле:
где – численность работающих, находящихся в отпусках по инициативе администрации на конец анализируемого периода, тыс. чел.; – численность работающих неполную рабочую неделю на конец анализируемого периода, тыс. чел.
Кроме того, необходимо также определить обобщающую оценку остроты кризисной ситуации в анализируемом периоде по показателям отражающих проблемы демографической безопасности:
– показатель естественной убыли населения в анализируемом периоде;
– показатель средней продолжительности жизни.