Работа над словосочетанием

Если следовать теории Н.И. Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределения субъектов и предикатов: предложение развертывается от преди­кативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов. Со­четание слов - двигатель речевого механизма. Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу - подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уже было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочета­ний. Так, в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг:

Коля купил - предикативная группа;

купил ч т о? — купил тетрадь;

тетрадь какую?- тетрадь общую;

тетрадь для чего?- тетрадь для записи;

для записи чего?- для записи названий;

названий чего?- названий книг;

книг к а к и х? - прочитанных книг.

Теперь можно построить схему-модель «глубины» подчини­тельных связей в предложении. Таков путь к пониманию функции словосочетаний.

Вторая функция словосочетания - связь синтаксиса с морфоло­гией: в построении словосочетаний используются морфологиче­ские формы склонений и спряжений частей речи.

Напомним также, что в системе лексической семантики слово­сочетание нередко выражает расчлененное значение подчиняюще­го слова: дорога - шоссейная дорога, железная дорога, проселочная дорога.

Современная программа 2012 предполагает ознакомление со словосочетанием, его структурными составляющими в 3 классе. Работа над словосочетанием должна быть направлена на 1) на развитие мышления и речи учащихся; 2) на осознание словосочетания как особой единицы языка, которая служит для образования предложений; его структуры (включает главное слово и зависимое); 3 на формирование орфографического навыка.

В работе над словосочетанием можно использовать разные виды упражнений:

1. Образование словосочетаний из разных слов: день, осенний; рассказ, лето.

2. Составление словосочетания на основе распространения данного слова: рассказ какой?; рассказать кому?

3. Образование словосочетаний, в которых одно слово меняет свое окончание в зависимости от вопроса, исходящего от другого слова: перейти что? (улица); бежать где? по чему? (дорога).

4. Найти лишнее словосочетание в ряду однотипных: летний дождь, зимнее утро, новый день, говорить громко, трудный путь.

5. Составление словосочетаний по данному зависимому слову: топкое, вязкое, лесное …; горячее, вкусное…

6. Составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления существительного с определенным предлогом: любовь к …, наступление на … .

7. Замена одного словосочетания другим, синонимичным ему: белить стены – побелка стен; ловить рыбу – рыбная ловля, ловля рыбы.

Работа над словосочетанием – это методический принцип, реализация которого позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе, т.е решить проблему взаимосвязи морфологии и синтаксиса в системе начального обучения.