РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОПЛИВА – ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1. Общие сведения

В систему распределения топлива на вертолете входят (см. 028.00.00, рис. 1): электроприводной центробежный топливный насос 463Б(31); два центробежных топливных насоса ЭЦН-91С (2, 11); электроприводной топливный насос 748Б (3); поплавковый клапан 766300А-1 (30); три перекрывные крана 768600МА (29, 33); три перекрывные крана 633630 (10); два электромагнитных крана 610200А (21); перепускной кран 637000 (44); топливный фильтр 11 ТФ30 СМ-0 (23); клапаны консервации двигателей ТВ3-117ВМ (34) и АИ-9В (24); блок обратных клапанов (27); трубопроводы и шланги.

Топливо из подвесных баков двумя насосами ЭЦН-91С подается по трубопроводам в расходный бак, из которого оно насосом 463Б распределяется для питания двигателей ТВ3-117ВМ. В магистралях от насоса 463Б к двигателям установлены перекрывные (пожарные) краны 768600МА и штуцера консервации.

Отбор топлива для питания двигателя АИ-9В и керосинового обогревателя производится от магистрали, идущей к правому двигателю ТВ3-117ВМ, до пожарного крана.

Заправка топливных баков осуществляется открытым способом через заливные горловины. Слив топлива из баков производится через сливной кран расходного бака, при этом топливо перекачивается насосами ЭЦН-91С из подвесных баков в расходный.

2. Описание

2.1. Электроприводной центробежный топливный насос 463Б с электродвигателем постоянного тока МВ-280Б предназначен для создания подпора топлива на входе в основные топливные насосы двигателей ТВ3-1 17ВМ и двигателя АИ-9В, а также в насос 748А керосинового обогревателя КО-50.

Насос 463Б – внебакового расположения, крепится к литому из алюминиевого сплава патрубку, который установлен в нижней части расходного бака.

При отказе насоса 463Б работа двигателей не нарушается, так как в этом случае топливо к двигателям из расходного бака поступает самотеком.

Цепь питания насоса подключена к аккумуляторной шине через предохранитель ИП-20, установленный в РК пуска АИ-9В, расположенной в радиоотсеке на левом борту между шпангоутами № 16 и 18. Цепь управления включением насоса подключена к аккумуляторной шине через автомат защиты сети АЗСГК-2 ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. НАСОСЫ ТОПЛИВН. БАКОВ – РАСХОД, установленный на правой панели АЗС электропульта летчиков.

Включение насоса осуществляется выключателем НАСОСЫ БАКОВ – РАСХОД, установленным на средней панели электропульта.

2.2. Электроприводные центробежные насосы ЭЦН-91С, расположенные в монтажных устройствах внутри подвесных баков, предназначены для перекачки топлива в расходный бак.

Цепи питания электродвигателей насосов подключены к аккумуляторной шине через автоматы защиты сети АЗСГК-10 ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. НАСОСЫ ТОПЛИВН. БАКОВ – ЛЕВОГО и


ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. НАСОСЫ ТОПЛИВН. БАКОВ – ПРАВОГО, установленные на правой панели АЗС электропульта летчиков. Включение насосов осуществляется выключателями НАСОСЫ БАКОВ – ЛЕВЫЙ и НАСОСЫ БАКОВ – ПРАВЫЙ, установленными на средней панели электропульта летчиков,

2.3. Электроприводной топливный насос 748Б – шестеренчатого типа, предназначен для подачи топлива к форсункам керосинового обогревателя КО-50 и установлен в отсеке керосинового обогревателя.

Цепь питания насоса подключена к шине ВУ 1 канала через предохранитель ИП-10, расположенный в РК № 3, которая установлена в кабине экипажа на стенке шпангоута № 5Н. Цепь управления включением насоса подключена к шине ВУ 1 канала через автомат защиты сети АЗСГК-10 КО-50, установленный на правой панели АЗС электропульта летчиков. Включение насоса осуществляется при включении обогревателя в работу.

2.4. Поплавковый клапан 766300А-1 предназначен для предохранения расходного бака от переполнения при перекачке топлива из подвесных баков, установлен в расходном баке и крепится к плите.

Во время перекачки, когда расходный бак не заполнен полностью, под давлением топлива клапан отходит от седла, открывая проходное сечение для топлива. Через окна корпуса клапана топливо выливается в бак и заполняет его. При наполнении бака, когда поплавок клапана займет верхнее положение, клапан перекрывает поступление топлива в бак.

2.5. Перекрывные краны в топливной системе предназначены для перекрывания и открывания топливных магистралей.

Установлены два типа перекрывных кранов:

краны 768600МА электродистанционного управления:

краны 633600 ручного управления.

Два крана 768600МА (пожарных) установлены в магистралях питания двигателей ТВ3-117ВМ на потолочной панели в редукторном отсеке.

Цепи питания пожарных кранов подключены к аккумуляторным шинам 1 и 2 каналов через автоматы защиты сети АЗСГК-5 ПЕРЕКРЫВ. КРАНЫ – ЛЕВЫЙ и ПЕРЕКРЫВ. КРАНЫ – ПРАВЫЙ, установленные на правой панели АЗС электропульта летчиков. Открытие и закрытие кранов осуществляется переключателями ПЕРЕКРЫВ. КРАНЫ – ЛЕВЫЙ и ПЕРЕКРЫВ. КРАНЫ – ПРАВЫЙ, закрытыми предохранительными колпачками и установленными на средней панели электропульта. О закрытии кранов сигнализирует табло ЛЕВЫЙ ЗАКРЫТ и ПРАВЫЙ ЗАКРЫТ, расположенные под переключателями.

Один кран 768600МА предназначен для перепуска топлива от подвесных баков в расходный бак при отказе поплавкового клапана 766300А-1 в закрытом положении. Кран установлен на плите расходного бака.

Цепь питания перекрывного крана подключена к аккумуляторной шине 2 канала через автомат защиты сети АЗСГК-5 ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА – КРАН ПЕРЕПУСК, установленный на правой панели электропульта. Открытие и закрытие крана осуществляется переключателем ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА – ПЕРЕПУСК, установленным на средней панели электропульта.


2.6. Перекрывные краны 633630 управляются вручную и предназначены для перекрытия трубопроводов кольцевания, соединяющих подвесные баки между собой в передней и задней частях и служащих для равномерной выработки топлива из подвесных баков и выработки топлива из обоих баков при отказе одного из насосов ЭЦН-91С.

Два крана установлены в передней магистрали кольцевания и один – в задней. Нормальное положение кранов – открытое.

Краны должны быть закрыты на земле, при демонтаже баков и сливе топлива раздельно из подвесных и дополнительного баков или перекачке (раздельной) топлива в расходный бак из правого (левого) подвесных баков.

2.7. Электромагнитные краны 610200А предназначены для управления подачей топлива в двигатель АИ-9В и керосиновый обогреватель КО-50. Электромагнитный кран, смонтированный в магистрали подачи топлива в двигатель АИ-9В, установлен в редукторном отсеке и открывается автоматически при нажатии кнопки пуска двигателя АИ-9В. Закрытие крана производится при включении АИ-9В.

Электромагнитный кран, смонтированный в магистрали подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50, установлен на потолочной панели грузовой кабины под правым пожарным краном и открывается автоматически при пуске обогревателя, а закрывается при его выключении.

2.8. Перепускной кран 637000 предназначен для подключения одного или двух дополнительных баков к передней магистрали, соединяющей подвесные топливные баки, а также для слива топлива из дополнительных баков. Кран открывается вручную, а установлен под полом грузовой кабины рядом с передними перекрывными кранами 633630 и обеспечивает выработку топлива из дополнительных баков как раздельную, так и одновременную.

2.9. Топливный фильтр 11ТФ30 СМ-0 предназначен для очистки топлива от механических примесей в магистрали питания двигателя АИ-9В и установлен в отсеке АИ-9В.

2.10. Клапаны консервации двигателей предназначены для подсоединения установки для консервации.

Клапаны для консервации двигателей ТВ3-117ВМ установлены в магистралях питания двигателей топливом после пожарных кранов. Клапан для консервации двигателя АИ-9В установлен в магистрали питания двигателя топливом после фильтра 11ТФ30СМ-0.

2.11. Блок обратных клапанов включает в себя два обратных клапана, смонтированных в магистралях перекачки топлива из подвесных баков в расходный. Клапаны пропускают топливо только в одном направлении – в расходный бак и установлены на плите расходного бака перед поплавковым клапаном и краном перепуска.

2.12. Трубопроводы топливной системы выполнены в основном из труб АМг-2М различных размеров. Гибкие трубопроводы (шланги) применены в системе дренажа дополнительных баков (при установке одного или двух дополнительных баков), а также для подвода топлива к двигателям ТВ3-117ВМ на небольшом участке и к двигателю АИ-9В на участке от клапана консервации до двигателя. Система трубопроводов и обратных клапанов обеспечивает питание двигателей топливом от любого из двух насосов подвесных топливных баков в случае отказа одного из них.


3. Работа

Для включения топливных насосов должны быть включены автоматы защиты сети АЗСГК-2 ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. НАСОСЫ ТОПЛИВН. БАКОВ – РАСХОД (33/4, см. рис. 1), АЗСГК-10 ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. НАСОСЫ ТОПЛИВН. БАКОВ – ЛЕВОГО (19/4) и ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. НАСОСЫ ТОПЛИВН. БАКОВ – ПРАВОГО (26/4).

При включении выключателей ВГ-15К НАСОСЫ БАКОВ – ЛЕВЫЙ (20/4) и НАСОСЫ БАКОВ – ПРАВЫЙ (27/4) включаются в работу насосы ЭЦН-91С (21/4 и 28/4) подвесных баков и топливо по двум трубопроводам через обратные и поплавковый клапаны подается в расходный бак. При наличии давления топлива в магистралях за насосами срабатывают сигнализаторы давления СД-29А (23/4 и 30/4) и гаснут табло ЛЕВЫЙ НЕ РАБОТАЕТ (22/4) и ПРАВЫЙ НЕ РАБОТАЕТ (29/4).

При включении выключателя НАСОСЫ БАКОВ – РАСХОД (34/4) питание подается на обмотку контактора ТКД201ОДГ (35/4). Контактор срабатывает и включает электродвигатель насоса 463Б (36/4) расходного бака в работу. Топливо по двум трубопроводам подается к пожарным кранам 768600МА (42/4 и 46/4). При наличии давления топлива в магистрали за насосом срабатывает сигнализатор давления СД-29А (38/4)и гаснет табло РАСХОД НЕ РАБОТАЕТ (37/4).

При включении автоматов защиты сети АЗСГК-5 ПЕРЕКРЫВ. КРАНЫ – ЛЕВЫЙ, (40/4) ПЕРЕКРЫВ. КРАНЫ – ПРАВЫЙ (44/4) загораются табло ЛЕВЫЙ ЗАКРЫТ (39/4) и ПРАВЫЙ ЗАКРЫТ (43/4). При установке переключателей ППГ-15к ПЕРЕКРЫВНЫЕ КРАНЫ - ЛЕВЫЙ (41 /4), ПЕРЕКРЫВНЫЕ КРАНЫ – ПРАВЫЙ (45/4) в положение ОТКР., открываются пожарные краны 768600МА (42/4 и 46/4), топливо подается в двигатели ТВ3-117ВМ. Табло (39/4 и 43/4) гаснут.

При отказе поплавкового клапана расходного бака, о чем можно судить по указателю топливомера (топливо убывает) при работающих насосах подвесных баков, переключатель ПЕРЕПУСК (50/4) устанавливается в положение ОТКР. При этом должен быть включен автомат защиты сети АЗСГК-5 КРАН ПЕРЕПУСК. (49/4). Откроется перекрывной кран 768600МА (51/4) расходного бака и топливо, минуя поплавковый клапан, насосами подвесных баков через кран 768600МА будет подаваться в расходный бак.

При установленных одном или двух дополнительных баках топливо из них самотеком поступает в подвесные баки.

Принципиальная электрическая схема топливной системы (см. Фидер 4-1. Альбом электрических схем).