НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде: постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Проект НПА подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным, а также если проект НПА содержит положении межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Согласование проекта НПА осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в 30-дненный срок с даты поступления.
При наличии возражений проект НПА визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке федерального органа исполнительной власти, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии).
Подготовка проекта НПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции.
В целях недопущения включения в проект НПА положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта НПА используется методика проведения экспертизы проектов НПА и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждаемая Правительством РФ.
Подготовленный проект НПА до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.
Государственная регистрация НПА осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр НПА федеральных органов исполнительной власти.
Продолжение слайда № 13.
Государственная регистрация НПА включает в себя:
- юридическую экспертизу его соответствия законодательству Российской Федерации, включая проверку на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
- присвоение регистрационного номера;
- занесение в Государственный реестр НПА федеральных органов исполнительной власти.
НПА, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом России издавшему их органу с указанием причин отказа.
В течение десяти дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий; документ об отмене НПА, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России.
[1] См.: Салишева Н.Г. Административный процесс // Административное право России: Курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007. С. 505; Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. №4. С. 4.
[2] См.; Беркутов О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9.; Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 54.
[3] См.: Силайчев М.В. Правовая теория и практика административной процедуры: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.
[4] См.: Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 (ред. от 21.01.2013) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 5. ст. 653.
[5] Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года № 565 «О Порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы».
[6] См.: Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. ст. 4720.