Основные этапы философии. Средневековая философия, ее особенности.
План
1. Особенности средневековой философии.
2. Взгляды А.Блаженного.
3. Учение Ф.Аквинского.
-1-
В 5-15 в. в общественном сознании доминировал теоцентризм – его основная идея –мир был однажды сотворён богом. Человек тварное существо, созданное на 6 день из праха Земного. Сам мир представлен собой некую гигантскую пирамиду, имеет строгую иерархию.
БОГ
АНГЕЛЫ
ЧЕЛОВЕК
ЖИВАЯ ПРИРОДА
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Целью и смыслом любого человека – служение Богу, стремление к нему через поколение. Таким образом, философия средних веков переключает внимание человека с мира внешнего на внутренний мир веры, надежды и любви.
Теоцентризм учил, что созданный богом мир изменить невозможно, поэтому человеку остаётся изменить себя.
Было 2 периода:
1. Патристика – «отцы церкви».
Идеолог – Августин Блаженный – верить, чтобы знать.
2. Схоластика ( школьная философия)
Фома Аквинский – знать, чтобы верить.
- 2 –
Августин полагался на учение Платона. В своих произведениях он доказывал, что Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир по необходимости, а по своей доброй воле. Мир – бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему создателю.
Человек представляет собой единство материального тела и разумной души. Его душа бессмертна, и свободна в своих решениях и действиях.
С момента первого греха, человеческое общество делится на 2 «града».
1«град» - люди верующие, богопослушные. Они будут спасены богом.
2 «град» - богоотступники. За свои грехи они обречены на вечное пребывание в аду.
Но Бог, всемогущ и милостив, поэтому, живи, верь, будь добродетелен, и если предопределено, то спасётся.
Августин учил, что человеческие знания черпаются из 2-х источников:
1. Чувственный опыт, лишь поверхностные сведения о мире.
2. Вера – опирается на коллективный опыт, поэтому обладает достоверностью.
Разум человеку открывает вещи видимого мира, а вера обнаруживает невидимое. С помощью неё распознаётся вечное и не приходящее в этом мире.
- 3 –
Фома опирался на учение Аристотеля. Он развил 5 доказательств существования Бога в мире:
1. Если в мире существует движение, то должен быть его неподвижный источник -Бог.
2. Если в мире существует причинная обусловленность явлений, значит должна быть исходная первопричина – Бог.
3. Если мир наполнен случайными вещами и явлениями, то должна быть абсолютно необходимая вещь – Бог.
4. Если в мире вещи и существа имеют разные степени совершенства, то должно быть абсолютное совершенное существо – Бог.
5. Если в природе всё достроено разумно и целесообразно, то должен существовать такой источник – Бог.
Аквинский в государстве видел представителя божьей воли. Он считал, что власть в обществе должна быть монархией. На небе – Бог, на земле – Папа Римский. Церковь выше государства, т.к. она являет собой духовную власть. Общество должно быть иерархично, т.е. имеющееся в нём социальное неравенство дано от Бога.
Человек призван верить в Бога и быть ему послушным. Вера в Бога, надежда на него, любовь к нему – важнейшие качества человека.
Таким образом, средневековая философия стремилась постичь духовный мир человека, помочь человеку приобщиться к высокому. Логика, диалектика, метод познания и самопознания.