Вопрос 29. Понятие налога. Функции налогов. Налоговая система РФ и принципы ее построения.

 

Налог - это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налогоплате́льщик — физическое лицо или организация, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

Налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Ставка налога – размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки: маржинальные (непосредственноуказываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение урлаченного налога ко всему полученному доходу).

Объект налогообложения – доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (зар.рлата, прибыль, дивиденды, рента. Недвижимое имущество, ценные бумаги , предметы потребления и др.) .

Функции налогов

Как известно, функция любой экономической категории раскрывает ее сущность, внутреннее содержание, общественное значение.

В специальной литературе отмечается, что в условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи три функции: фискальная и регулирующая, социальная.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С нее образуется централизованный денежный фонд части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Рост объема производства, научно-технический прогресс создают реальные возможности для увеличения национального дохода и финансовых ресурсов государства главным образом за счет налоговых поступлений.

Регулирующая функция означает, что налоги активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов определена товарно-рыночными отношениями, предполагающими свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности, но в то же время и ответственность за результаты производства.

Социальная функция – обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

Законодательство РФ о налогах и сборах:

Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и заложены в Налоговый кодекс РФ, подготовленный и вступивший в действие с 1 января 1999 г. (I часть). Остановимся на некоторых его положениях.

Налоговый кодекс РФ предусматривает снижение совокупной налоговой нагрузки в целом на экономику (в % к ВВП) и на ее субъектов за счет сокращения общего числа налогов, снижения отдельных ставок и сокращения объема льгот. При этом пересматриваются подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, порядок уплаты налогов и отношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений.

Число налогов должно быть сокращено (после вступления в действие II части Налогового кодекса) в 5-6 раз по сравнению с действующей по состоянию на 1 января 2000 г. налоговой системой (с учетом налогов, введенных на региональном и местном уровнях).

return false">ссылка скрыта

Предлагается запретить налоги, уплачиваемые с выручки, отменить «неэффективные налоги», которые либо невозможно контролировать, либо затраты на их сбор сравнимы с суммами поступлений.

Предполагается объединить сходные по налоговой базе и по налогоплательщикам налог на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизы на моторное топливо, платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на минеральное сырье.

Значительно упростит налоговую отчетность предприятий консолидация внебюджетных фондов в бюджеты с объединением отчислений в эти фонды в единый социальный налог, контролируемый налоговыми органами.

Намечены изменения исчисления налоговой базы по сохраняющимся налогам, прежде всего по налогу на прибыль, где предполагается пересмотреть систему принимаемых к вычету затрат («себестоимость»), порядок амортизации и систему льгот.

Предлагается также:

· упростить правила амортизации, разрешить нелинейную и ускоренную амортизацию основных средств и нематериальных активов;

· разрешить более либеральный перенос убытков на будущее;

· разрешить капитализацию с последующей амортизацией отдельных видов затрат (на НИОКР, разведку и подготовку к разработке месторождений полезных ископаемых, на экологические цели);

· заменить уплату авансовых налоговых платежей уплатой налогов «по факту».

В Налоговом кодексе РФ предусматривается существенное сокращение налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и возведет барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налоговую базу.

Сохранятся отдельные льготы (в соответствии с продекларированными государством приоритетами) при условии жесткого контроля за результатами и «ценой» таких льгот. Налоговые льготы должны иметь временный и направленный характер и предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам или территориям. Недопустимо, например, устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри единого государства, выводить из-под налогообложения доходы военнослужащих, работников Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции. Снижение налогов с юридических лиц означает перенос налоговой тяжести с них на физические лица.

Налоговый кодекс РФ систематизирует законодательство и унифицирует его понятийный аппарат, что во многом снижает конфликтность налоговых отношений и обеспечивает дополнительные удобства для налогоплательщиков благодаря отмене сотен нормативных актов. Налоговый кодекс устанавливает процедурные и процессуальные нормы, без которых любые декларации прав и обязанностей остаются всего лишь декларациями. Процедуры нужны прежде всего для того, чтобы определить правила проведения проверок, выставления требований об уплате налогов, приостановления сроков исполнения требований на период обжалования, применения1 репрессивных мер (списание средств с банковских счетов, обращение взыскания на имущество, арест имущества, изъятие документов). Кодекс устанавливает также порядок обжалования действий налоговых органов и рассмотрения дел о нарушениях..

Пересмотрены составы налоговых нарушений, штрафы за эти нарушения. По-новому решаются вопросы предоставления отсрочек по уплате налогов, а также возврата излишне уплаченных или неправомерно взысканных налогов.

Для налогообложения следует четко определить такие важнейшие понятия, как экономическая деятельность, товары (работы, услуги) и их реализация, место реализации и рыночная цена, доходы и их источники, правила, в соответствии с которыми доходы признаются российскими или полученными за пределами страны, и др.

С принятием II части Налогового кодекса можно реально связать надежды на изменение налогового климата в сторону «потепления», снять многие препятствия по развитию производства, что сегодня выражается в отношении российских и иностранных инвесторов к оценкам возможностей и рисков нормально работать и получать прибыль в России.

Современная налоговая система России характеризуется следующими чертами:

· базирование на правовой основе, все налоговые платежи вводятся и отменяются только органами государственной власти;

· построение по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов. В налоговой системе существует два основных вида налогов: прямые и косвенные;

· последовательная оплата налогов по налоговому календарю. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Пунктом 2 ст. 132 НК РФ предусмотрено, что несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Вместе с тем в случае сообщения банком налоговому органу указанных сведений с нарушением срока, установленного ст. 86 НК РФ, но до момента обнаружения данного обстоятельства налоговым органом, привлечение банка к налоговой ответственности не представляется возможным;

· предъявление плательщикам одинаковых требований и создание равных стартовых условий использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;

· обеспечение более справедливого распределения налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиление правовой защиты их интересов.

Однако российская налоговая система ныне не может удовлетворять ни плательщиков, ни налоговые органы, поэтому нуждается в скорейшем совершенствовании.

К недостаткам следует отнести в первую очередь фискальный подход к налогообложению.

Второй важный недостаток налоговой системы - высокий уровень налогообложения предприятий и организаций, что остается актуальным относительно налога на прибыль.

В нашей налоговой практике отсутствует регулярное издательство законодательных актов с учетом всех изменений и дополнений на определенную дату. Методические исчисления налогов и налоговой базы представляют большие трудности для плательщиков. Все это предопределяет уклонение от уплаты налогов.

Несовершенство налоговой системы проявляется и в неоправданно широких правах налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положение налогового законодательства, наказывая штрафом за нарушения установленных ими самими положений, при этом они не несут ответственности за собственные ошибки.

В организации российской налоговой системы использованы следующие принципы: однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период; разумное сочетание прямых и косвенных налогов; универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения; строгий порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот; четкая классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция соответствующей власти; точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня; стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

За последнее время участились случаи, когда банки выполняют поручения клиентов по перечислению налогов (страховых взносов) с нарушением сроков расчетно-кассового обслуживания, предусмотренных в договоре, ссылаясь на отсутствие у них на корреспондентском счету денежных средств. В результате чего, не получив вовремя налоговые платежи (страховые взносы), налоговая инспекция (отделение ПФР) считает, что у плательщиков образовалась недоимка, и списывает ее с иного расчетного счета плательщика.

Обязанность по уплате налога (страховых взносов) считается выполненной после осуществления банком списания средств со счета плательщика, поскольку плательщиком произведены все действия для поступления налогов (страховых взносов) в бюджет (Пенсионный фонд). Таким образом, правомерность повторного взыскания с предприятия уже уплаченных налогов, но не поступивших в бюджет (Пенсионный фонд) по вине банка из-за отсутствия средств на его корреспондентском счету вызывает большие сомнения, так как законодательством не предусмотрено двойное налогообложение ни граждан, ни юридических лиц, а как уже было сказано выше, обязанность по уплате налога прекращается после списания денег со счета плательщика.

Классификация налогов:

1. По способу изъятия:

- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)

- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)

2. По субъекту налога:

- с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)

- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)

- смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)

3. По уровню власти:

- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.)

- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)

- местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)

4. По назначению:

- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)

- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)

5. По источнику уплаты налоговых сумм:

- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)

- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)

- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)

- доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)

- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).

6. По объекту налогообложения:

- имущественные

- ресурсные (рентные)

- с доходов

- налоги на потребление

- с отдельных видов деятельности, операций

7. По методу исчисления:

- прогрессивные / регрессивные

- пропорциональные / линейные

- ступенчатые / твердые

8. По способу обложения:

- кадастровые / безналичные

- декларационные / налично-денежные

9. По фискальной потребности:

- раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет)

- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков

10. По порядку зачисления в бюджет:

- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом

- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета

11. По порядку ведения:

- общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.).

- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в налоговом кодексе:

· федеральные (на уровне России);

· региональные (на уровне регионального органа государственной власти);

· местные (на уровне органа местного самоуправления).

 

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачисления

Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).

Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ),

Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ).

Таможенная пошлина (ФБ).

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ, МБ).

Акцизы на минеральное сырье (ФБ).

Налог на пользование недрами (ФБ, РБ, МБ).

Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ),

Налог на доходы от капитала (ФБ).

Подоходный налог (РБ, МБ).

Социальный налог (ВБФ РФ).

1 ФБ - федеральный бюджет;

РБ - региональные бюджеты;

МБ - местные бюджеты;

ВБФ РФ - специальный внебюджетный фонд Российской Федерации

Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ).

Водный налог (ФБ, РБ, МБ).

Экологический налог (ФБ, РБ, МБ).

Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ).

Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ).

Федеральные лицензионные сборы (ФБ).

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений

Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).

Лесной налог (РБ).

Налог с продаж (РБ).

Региональные лицензионные сборы (РБ).

Налог на использование региональной символики (РБ).

Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два - земельный налог, налог на рекламу.

Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».

Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий

Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).

Налог на рекламу (МБ).

Гостиничный налог (МБ).

Курортный сбор (МБ).

Местные лицензионные сборы (МБ).

Налог на использование местной символики (МБ).

 

Фонды предприятий:

1.Фонды собственных средств: уставный капитал, добавочный и резервный капитал, инвестиционный фонд, валютный фонд.

2. Фонды заемных средств: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы.

3. Фонды привлеченных средств: фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

4. Оперативные денежные фонды: для выплаты зарплаты, дивидендов, для платежей в бюджет.

5.Фонды, образуемые за счет разных источников