Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня
В соответствии с диалектикой любая экономическая система зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование либо переходит на новую ступень развития. Чтобы прогнозировать дальнейшее поведение, нужно знать, на какой стадии развития находится товар (техника, технология). Изучение закономерностей жизненного цикла товаров (техники, технологии) позволит прогнозировать развитие организации, планировать ее деятельность, осуществлять ассортиментную политику.
В процессе анализа жизненного цикла изделия выясняют, на какой стадии жизненного цикла находится изделие, правильно ли применяются стратегии управления.
Жизненный цикл в общем случае состоит из четырех этапов: внедрение, рост, зрелость и спад.
Внедрение на рынок – этап появления товара на рынке и постепенного увеличения объема продаж. Предприятие практически не получает прибыли вследствие больших издержек.
Рост – этап признания товара на рынке и увеличения прибыльности его продаж.
Зрелость – этап постепенного замедления темпов роста объема продаж. Прибыль достигает максимального значения и начинает снижаться в виду увеличения затрат на реализацию товара.
Спад – этап снижения объема продаж и прибыли.
Определить, где начинается и кончается каждый этап достаточно сложно. Обычно началом нового этапа считается момент, когда увеличение или снижения объема продаж становится достаточно ярко выраженным.
Исходя из жизненного цикла товара можно разработать стратегию управления производством для соответствующего этапа его жизни.
Этап внедрения. При выходе на рынок с новым товаром можно варьировать таким переменными. Как цена, расходы на стимулирование сбыта, система распространения.
Этап роста. Цены как правило не изменяются. Объем продаж возрастает очень быстро. На данном этапе предприятие стремится поддержать быстрый рост объема продаж в течение длительного периода. Для этого оно может:
- улучшить качество товара, создать новые его разновидности;
- выйти на новые сегменты рынка;
- освоить новые каналы сбыта;
- усилить рекламу.
Этап зрелости. Снижение темпов роста объемов продаж приводит к появлению избыточных производственных мощностей, а также к обострению конкуренции. Увеличиваются расходы на стимулирование продаж, затраты на разработки новых разновидностей товара. На этом этапе могут быть использованы следующие стратегии:
- модификация рынка (новые рынки);
- модификация товара (улучшение качества, модернизация товара, улучшение оформления товара);
- усиление маркетинговых исследований.
Этап спада – отказ от производства и реализации товаров. Для этого проводится анализ состояния сбыта устаревших товаров, анализируются издержки на единицу товара, цены и другая информация о товаре за несколько лет. Делается прогноз объема продаж и прибыли от реализации.