Раннегреческие учения о бытии

Своеобразной чертой античной философии была связь с учениями о природе – натурфилософия. Именно из нее впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и даже в V в. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы. Первые греческие философы были и первыми математиками, астрономами, физиками, физиологами. В то время обладателем всех знаний был мудрец-философ.

Основную задачу первые философы видели в постижении мира как единого целого, в поисках основы или субстанции всего многообразия явлений действительности (субстанция – первоначало и конечная сущность всех вещей). Жившие в Милете философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и Ксенофан учили, что все вещи, сколь бы различны они ни были, происходят из одного, вещественного, жизненно важного начала – воды или воздуха, огня или земли. Они ищут естественные объяснения всему. Такая картина мира существенно отличалась от мифологической.

Другой существенной чертой античного миропонимания была идея движения. Категория движения, притом всеобщего, универсального и никогда нескончаемого, была осознана в античности так отчетливо, как никогда ранее. Специфика античного понимания движения состоит в том, что всякое движение мыслится как кругообразное, цикличное. У античных философов все движется, но в пределах одной космической шаровидности. Одни и те же небесные светила с идеальной закономерностью восходят на небесном своде и нисходят с него. Одна и та же картина мира существует везде и всегда. Все индивидуальное, отдельное то созидаясь, то разрушаясь, вечно возвращается к самому себе, и от этого вечного круговращения оно не получает ничего нового. Таким образом, в античном мировоззрении господствовала идея вечного возвращения или цикличности в развитии.

В философии древних греков значительное место занимает учение о противоречивости бытия – диалектика. Сама концепция первоначала содержала диалектический подход к миру, который наиболее ярко представлен у Гераклита.

Мир – это постоянный взаимопереход противоречивых качеств: холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным. Известно высказывание Гераклита: «Нельзя войти в одну реку дважды». Ибо: «Все течет, и ничто не остается неизменным». Ничто немыслимо без своей противоположности: жизнь и смерть, бодрствование и сон, день и ночь. Все происходящее – результат борьбы противоположностей. Всем правит логос, действующий как закон взаимоперехода. Его познание и есть мудрость.

Ионийские города Малой Азии, утратив в начале V в. до н.э. политическую самостоятельность, деградировали и в философском отношении. Дальнейшее развитие античная философия получает в Афинах – блестящем центре союза греческих демократических полисов (городов-государств), возникшего в ходе борьбы Эллады с Персией. Если учения милетских философов были по преимуществу материалистическими, то в Афинах (в лице Сократа и особенно Платона) складываются учения философского идеализма, которые сознательно и непримиримо противопоставляют себя материализму милетской школы.

Параллельно с развитием философии в Афинах на севере, в г. Абдеры, лежавшем на важном торговом пути из Греции в Персию, возникает крупнейшая школа материалистического атомизма философов Левкиппа и Демокрита. Название учения показывает, что основное философское воззрение Левкиппа и Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества. Греческое слово атомос означает «неделимый», «не разрезаемый на части». Атомы бесконечны по числу и форме. Они несотворимы и неуничтожимы.

Атомы носятся в пустоте. Настигая друг друга, они сталкиваются. Одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений. Образовавшиеся соединения ведут к возникновению сложных тел.

Атомисты не ставят вопрос о причине движения атомов, ибо движение рассматривается ими как изначальное свойство атомов.

Новым было учение атомистов о бесконечности Вселенной и о бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве. Правда, в представлениях о порядке расположения светил в пространстве по отношению к Земле, а также их форме атомисты придерживались устаревших даже для своего времени взглядов. Они помещали все светила между Луной и Солнцем, в котором видели крайнее светило нашего мира. Они считали, что Земля и другие светила имеют плоскую форму. Атомисты также придерживались представлений о вечном периодическом возвращении мира к уже пройденному состоянию или о вечной повторяемости всех ситуаций и событий, происходящих в мире, что было характерно для раннего периода античной философии.