Конфуцианство

На воззрение древних мудрецов опирается и конфуцианство. «Передаю, но не творю» – так выражал свое кредо создатель этого учения Конфуций, выступая посредником между прошлым и будущим. Развивая идею срединного пути он выдвигает идеал благородного мужа, следующего воле Неба (Дао у Конфуция не является первичным и самодовлеющим началом. Таковым выступает Небо, от которого и зависит Дао). Главным качеством благородного мужа является жэнь – гуманность, милосердие. Важное место в конфуцианстве занимает понятие этикета, следуя которому человек и приобретает необходимые качества благородного мужа.

Понятие семьи в конфуцианстве тесно связано с понятием государства. Оно предстает огромной семьей, в которой главную роль играют принципы уважения сыновей к родителям, младших – к старшим. Правитель такого государства должен воплощать в себе черты благородного мужа.

Конфуций был сторонником управления обществом путем опоры на мораль и строгие правила поведения. Ритуализация, строгое соблюдение правил охватывали все сферы жизни. Правильное, детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось древним средством сохранения издавна существующего мирового порядка.

Основой поведения всех людей должно стать золотое правило: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы при-нимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных». Такие ритуалы, по мысли Конфуция, должны консолидировать общество.

Внимание конфуцианства к моральным, социальным качествам людей во многом и определило на целые тысячелетия его популярность в общественной жизни Китая.