Вопрос 72. Сотрудничество продюсера с телеканалами. Особенности производства киноконтента для телевидения.
Продюсер может сотрудничать с каналом в различных вариациях. Если он снял кинофильм, он может покупать у канала, чья целевая аудитория совпадает с аудиторией фильма, рекламное время. Также он может продать каналу право на премьеру фильма в обмен на поддержку фильма (рекламные блоки + освещение в проектах канала). Изредка каналы финансируют непосредственно производство кино. Если же продюсер создает телеконтент по заказу канала, он должен максимально учитывать целевую аудиторию канала, т.к. теперь рекламодатели платят не столько за количество, сколько за качество аудитории (70 % рекламных бюджетов рассчитано на зрителей 10-45 лет, т.е. зрителей «Первого канала», СТС, ТНТ, «Ю» и «Пятница!»). Если телеканал полностью финансирует производство программы/сериала, канал получает все права. Если же канал частично финансирует производство (например, СТС финансирует не более 60 % бюджета у сериалов компании YBW), то он получает права на 3-5 показов в течении 2 лет. Если сериал успешен – канал снова покупает права у производителя. Именно библиотека прав – основной способ заработка телепроизводителей. В связи с развитием Интернета прогнозируют закат классического телесмотрения, из-за чего каналы обеспокоены покупкой телепроизводителей и созданием Интернет-порталов. «Газпром-Медиа Холдинг» (НТВ, ТНТ) владеет порталом RuTube и онлайн-кинотеатром Now.ru, также они приобрели ряд производителей контента: «Comedy Club Production», «Good Story Media» и «Централ Партнершип» (в рамках покупки 100 % холдинга «Профмедиа»). «YВW Group» и «Красный квадрат» создали интернет-проект Molodejj.tv. «СТС-Медиа» совместно с Национальной Медиа-группой (НМГ) создали портал «Videomore», на котором выходит контент каналов «СТС-Медиа» (СТС, «Домашний», «Перец») и НМГ («РенТВ», «Пятый канал»). В 2015 году холдингом «СТС-Медиа» был приобретен контрольный пакет компании «Карамба Медиа». «Первый канал» открыл портал «Первый. Кино», предоставляющий платный доступ к прошедшим и готовящимся к эфиру сериалам, также готовится проект «Первый Digital». НМГ приобрела 50 % компании Федора Бондарчука «Art Pictures Vision». Также ВГТРК, НМГ и «СТС-Медиа» стали соучредителями совместного предприятия – продюсерской компании-производителя мультиформатного контента, которую возглавил Вячеслав Муругов (бывший гендиректор СТС).
В зависимости от того, какой киноконтент необходим каналу, различаются особенности его производства. Например, для прайм-тайма «Первый канал» и «Россия-1» заказывают высокобюджетные сериалы (одна 48-минутная серия может стоить 15-20 млн рублей, на съемку серии может уйти более недели), по качеству приближенные к стандартам кино. В свою очередь «мыльные» оперы, выходящие в дневном эфире, стоят в 3-4 раза дешевле и снимаются за 1-2 дня (спрос на подобный контент падает). В настоящий момент даже ситкомы, ранее снимавшиеся как шоу с закадровым смехом, снимаются как кино: на одну камеру (раньше ситкомы снимались 3-5 камерами, что и позволяло делать серию в день), в различных локациях, с использованием натурных объектов, с актерами категории «А», отснятый материал проходит цветокоррекцию.
Продажа прав показа фильмов в телеэфире долгое время была важным источником дохода российских продюсеров и дистрибьюторов, причем как представителей мейджоров, так и независимых компаний. Однако ведущие телеканалы стали резко сокращать объемы кинопоказа в эфире. На «Первом канале» объем кинопоказа сократился на 15%, на «России 1» – на 10%, на НТВ – почти на 7%; на «ТВ 3» - на 10%, «2х2» – на 11%, «Россия К» – на 6%, СТС – на 4%. На ТНТ кинопоказ вырос на 12 %. Лидеры кинопоказа – «Звезда» (47% эфира), «ТВ 3» (42%), ТВЦ (30%), следом идут СТС и «Пятый канал».
Сейчас примерно треть всего рынка производства телеконтента (по оценкам экспертов, около 450-500 млн $) приходится на сериалы. В связи с экономическим кризисом и стагнацией рекламного рынка основные холдинги (ВГТРК, НМГ, СТС-Медиа, Газпром-Медиа) приняли решение сократить затраты на контент на 30 %, что приведет к уменьшению стоимости одного эпизода сериала и увеличению повторов.