Вопрос 52. Смежные права в продюсерской деятельности. Объекты, субъекты смежных прав. Ответственность за нарушение авторского и смежных прав.

Смежные права — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности: исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений — Статья 1304. Объекты смежных прав.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей: исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т.д.); производители фонограмм (изготовители фонограмм); организации эфирного или кабельного вещания; изготовители баз данных; публикаторы.

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором: состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы; была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы; состоялась вещательная передача.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК РФ действия исключительного права. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. Необходимо заключение специального договора: договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав либо лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав. Ответственность за нарушение смежных прав схожа с ответственностью за нарушение прав авторских.

Вопрос 53. Основные положения Федерального закона «О государственной поддержке отечественной кинематографии». Понятия «Национальный фильм» и «Прокатное удостоверение». Государственная регистрация аудиовизуальной продукции. Электронный кинобилет.

Принципы ФЗ №126: признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы; ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии; взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. Направления господдержки кинематографии: частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов, в том числе создания национальных фильмов для детей и юношества и национальных фильмов-дебютов; сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии; создание условий для проката и показа национальных фильмов; реализация образовательных и научно-технических программ; проведение кинофестивалей и других мероприятий; участие национальных фильмов в международных кинофестивалях и других международных культурных мероприятиях.

Господдержка в РФ только в отношении национальных фильмов, если: продюсер – гражданин или юрлицо РФ; большинство авторов – граждане РФ; в состав съемочной группы входит не более 30% лиц, не имеющих гражданства РФ; фильм на русском или других языках народов РФ; не менее 50% общего объема работ осуществляется организациями, зарегистрированными в РФ; иностранные инвестиции не превышают 50 % сметной стоимости. Национальный фильм освобождается от НДС (18%).

Прокатное удостоверение - документ, имеющий индивидуальный номер и подтверждающий факт регистрации фильма в Госреестре кино- и видеофильмов. Для проката в кинотеатре и двд (для ТВ и фестивалей – НЕ нужно). Для получения необходимо представить: заявление на имя Министра культуры РФ; документы, подтверждающие право на киновидеопродукцию или ее использование; соответствующую техтребованиям копию фильма; сведения об используемых произведениях; 3 экземпляра заверенных печатью заявителя монтажных листов с приложением краткой аннотации киновидеопроизведения; документ, подтверждающий уплату госпошлины за выдачу прокатного удостоверения. Оформляется на бланке установленного образца за подписью Министра культуры РФ или его заместителей и заверяется печатью Министерства. Каждому прокатному удостоверению присваивается индивидуальный номер. Прокатное удостоверение выдается получателю вместе с экземпляром монтажного. Копии фильмов передаются вместе с экземпляром монтажного листа на хранение в Госфильмофонд РФ без права коммерческого их использования.

ЕАИС – единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах, которая обобщает и представляет пользователям данные о посещаемости и валовом сборе фильмов на основе информации о проданных кинобилетах. Кинопоказчикам предписано предоставлять в систему сведения о каждом проданном билете не реже 1 раза в час. При невыполнении: штраф в размере от 100 000 до 400 000 рублей, а при повторном нарушении в течение года – от 400 000 до 800 000 рублей. Полномочиями составления протоколов о правонарушениях наделено Министерство культуры РФ. Одновременно решается вопрос о замене бланка строгой отчетности «Кинобилет» чеком кассового аппарата с реквизитами, установленными Федеральным законом № 126-ФЗ, а также о присвоении каждому билету единого федерального серийного номера.