Вопрос 44. Процедура кинотеатрального проката и факторы, определяющие его коммерческий эффект.

Кинотеатры играют главную роль на современном рынке кинопоказа в РФ. Из рук дистрибьюторов фильм переходит к демонстраторам, держателям лицензии на публичный показ в залах, владельцам кинотеатров и киноустановок. Основная зависимость между прокатными компаниями и кинотеатрами объясняется общеизвестным фактом: объём рынка кинопроката РФ определяется размером кумулятивной выручки (кассовых сборов) всех кинотеатров страны. Под кассовыми сборами понимают всю сумму выручки, которую заработал фильм за всё время своего проката во всех странах. Именно от результатов проката, а значит от итогов кинопосещений, зачастую зависит успешность картины с финансовой точки зрения.

Что касается отношений дистрибьютор/кинотеатр, то на сегодняшний день они регулируются обычаем делового оборота, предполагающего распределение выручки от реализации билетов в соотношении 50 % на 50%, то есть половину выручки кинотеатр отдает дистрибьютору, а вторая половина – доход кинотеатра. Тем не менее, на рынке существуют другие варианты договоров прокатчиков с кинотеатрами: минимальные гарантийные платежи за прокат и продажа права показа в твердый счет (например, «Вольга» купила права на прокат «Сойки-пересмешницы» за 9 млн $).

Система минимальных гарантий предполагает выплату кинотеатром оговоренного аванса до начала проката и дальнейшее разделение кассовых сборов в соотношении 50 на 50 после достижения определенной суммы сборов. Данный вид договоров применяется чаще всего к новым кинотеатрам, которые еще не имеют кредита доверия прокатчиков, желающих быть уверенными хотя бы в возвращении своих затрат на печать копии и логистику. В последнее время, с приходом кризиса, подобные условия прокатчики стали использовать все чаще: в отношении киноплощадок, которые не собрали ожидаемых сборов на предыдущих проектах компании-прокатчика, но претендуют на сохранение за собой права первоэкранного показа премьер.

Условия проката фильмов на первой-второй неделях после релиза (количество и время сеансов, минимальная цена билета, действительность скидок, контрамарок и пр.) играют очень важную роль на рынке. Для крупных релизов дистрибьютор, как правило, требует «полного экрана», то есть показа фильма в одном зале с утра до вечера (в случае многозальных кинотеатров дистрибьютор может требовать несколько «экранов»).

Основным фактором роста валовых сборов в России в последние годы оставалось удорожания цены средней цены кинопосещения как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте. В отношениях с кинопрокатчиками сейчас самое главное – выбрать из массы предлагаемых фильмов такой продукт, который будет интересен в том или ином регионе, а главное вовлечь как можно большее количество зрителей в процесс просмотра кино в кинотеатрах.

Факторы, определяющие коммерический успех фильма в нашей стране: репертуарная политика; ценовая политика; маркетинговая политика кинотеатра; технические инновации; новые концепции кинопоказа; сервис; реклама; расширение возрастных групп; расширение сети охвата киносетью небольших городов и населенных пунктов; пиратство. Чем ярче и интересней будет название, тем больше зрителей оно привлечет, и тем выше станут кассовые сборы. 2 принцип успешного киномаркетинга – это курс на зрительские интересы и предпочтения. 3 принцип успешного кино – сценарии и увлекательные сюжетные линии, на базе которых производится кинопродукт. 4 принцип – режиссер и оператор. 5 принцип – актерский ансамбль: в России нет института звезд (актеров, гарантированно приносящих прибыль), зато есть медийные лица (КВН-щики с СТС и ТНТ). 6 принцип – удачный саундтрек. 7 принцип – качественные спецэффекты.