Вопрос 29. Технический прогресс в кинематографии. Современные тенденции развития техники кино.

Впервые цифровые технологии были применены в кинематографе в 1980-е гг для создания новых фантастических образов на экране. С технической точки зрения, цифровая технология - это преобразование изображения и звука в цифровые данные (последовательности нулей и единиц), которые можно хранить, обрабатывать и передавать с помощью компьютеров.

Цифровая эра в кино достигла своего расцвета в 1990-х гг. Вначале цифровая технология использовалась для создания новых изображений. Цифровое редактирование формирует новые стили и методы кинопроизводства, такие как использование очень коротких кадров, графических объектов, “летающих“ по экрану, и объектов, незаметно превращающихся в другие объекты. Большая часть телевизионной рекламы была бы невозможна без цифровых инструментов.

В 90-х гг произошел взрыв цифрового видео, появились записывающие цифровые видеокамеры. Хотя по качеству цифровое видео и уступает киносъемке с помощью камер 35 мм, оно вполне приемлемо и дешево обходится.

Вместе с цифровым видео стремительно развивался интернет: сайты, блоги, сетевые обзоры являются важными инструментами создания ажиотажа вокруг фильма. Интернет позволяет создавать фильмы для специализированной аудитории.

Достижения в области телевидения высокой четкости обусловили скачок в области качества изображения и звука. Каждый кадр цифрового видео состоит из мельчайших световых точек, называемых пикселями: чем больше пикселей, тем ярче и качественнее изображение, особенно при показе на большом экране. Традиционно в видео стандартной четкости используется примерно 345 тыс. пикселей на каждый кадр; в лучших системах видео высокой четкости используется примерно 2 млн. пикселей. В новых цифровых проекторах 4K используется почти 9 млн пикселей. Кинотеатры готовятся вступить в цифровую эру.

IMAX — широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд технологий кинопоказа. Формат разработан канадской корпорацией IMAX в 1970 г. и рассчитан на использование перфорированной киноплёнки шириной 70-мм с продольным расположением кадра. За счёт большой площади изображения на плёнке, формат обладает наибольшей информационной ёмкостью и разрешающей способностью из всех существующих и позволяет строить экраны с размерами, значительно бо́льшими, чем у всех остальных кинематографических систем. В результате угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте. За счёт этого, границы изображения становятся малозаметными, обеспечивая максимальный эффект присутствия («погружения»), наиболее полный при просмотре 3D-кино.

3D - разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие 3 измерения, или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека. Метод предполагает одновременную съёмку с помощью 2 синхронизированных плёночных или цифровых кинокамер с идентичными техническими характеристиками, объективы которых расположены на расстоянии стереобазиса, равного или большего, чем расстояние между глазами человека. Некоторые технологии (например, IMAX 3D или советский «Стерео-70») предусматривают использование для съемки 1 специальной камеры с 2 объективами, производящими съемку стереопары на 1 или 2 киноплёнки (матрицы). При демонстрации фильма по специальной технологии, каждый глаз зрителя видит только предназначенную для него часть стереопары, в результате чего зрительная зона коры головного мозга воспринимает эти изображения как объёмное целое. Современные компьютерные технологии позволяют создавать псевдо-стереоизображения с помощью компьютерной графики, без применения стереокамер. Подобным образом возможно преобразование существующего «плоского» изображения в трёхмерное путём синтеза второй части стереопары.