Вопрос 18. Периодизация развития отечественного кино: 1941-1956.

В данном временном отрезке всегда выделяются трипериода вместо одного: 1941-1945 (кинематограф СССР в военное время), 1945-1953 (т.н. «малокартинье») и 1953-1956 («оттепель»).

1941-1943. Нападение Третьего Рейха на СССР превратило всю страну в военный лагерь и потребовало глобальной перестройки в работе всего кинематографа. На первое место выдвинулось документальное кино. 150 операторов хроникёров работали на фронтах. Работать в документальном кино стали выдающиеся игровые режиссёры: Герасимов, Юткевич, Зархи, Калатозов, Хейфиц и др.

Осенью 1941 года «Мосфильм» и «Ленфильм» были перевезены в Алма-Ату, где на их базе была выстроена Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). Кроме фильмов на современную и военную тематику снимались художественные фильмы об истории России («Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна).

1945-1953. В первые послевоенные годы была проведена большая работа по восстановлению и развитию кинематографического хозяйства: восстановлены кинотеатры, возвратились в свои города эвакуированные студии РСФСР, Украины, и Белоруссии, были созданы новые студии в республиках Прибалтики и Казахстана. Отечественная фотохимическая промышленность приступила к выпуску цветной киноплёнки.

Однако установка Сталина на выпуск небольшого количества «киношедевров» привела к прекращению притока новых творческих сил в кинематограф. Цензура усилилась, картины стали в ещё большей степени пропагандистскими: «Сельская учительница» (1947), «Подвиг разведчика (1947), «Адмирал Нахимов» (1947), «Молодая гвардия» (1948), «Мичурин» (1948), «Тарас Шевченко» (1951).

1953-1956. После смерти Сталина наметился новый подъем в кинематографе. Если в 1949-1954 годах было выпущено 80 фильмов, то в 1954-1958 – 400 фильмов. После XX съезда КПСС кинематограф начал привлекать деятелей смежных искусств, а также новых режиссеров и актеров. Первые 2-3 года «оттепели» открыли кинематографу следующих актеров: Баталова, Мордюкову, Тихонова, Смоктуновского, Урбанского, Ливанова и т.д. Показательнее всего для эпохи картины Хейфица «Большая семья» (1954) и «Дело Румянцева» (1955), где на первый план выведена советский рабочий (рабочая семья, молодожены), которые сталкиваются с трудностями скорее внутренними, мешающими им строить будущее своё и страны.

Также стоит отметить картины: «Весна на Заречной улице» (1956, реж. Миронер и Хуциев), «Чужая родня» (1956, реж, Швейцер), «Овод» (1955, реж. Файнциммер).