Теоретические и методические основы анализа и диагностики себестоимости продукции предприятия.

С/с продукции —выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В с/с продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности пр-ия: степень исп-ия материальных, труд-х и фин-х ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Анализ этого показателя необходим для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизвод-го хозрасчета, исчисления национал. дохода в масштабах страны. С/с продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

- выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Снижение себестоимости продукции - важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими организациями.

Значение анализа себестоимости продукции обусловлено взаимосвязью затрат, объема производства и прибыли. Как экономическая категория себестоимость:

- служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;

- является базой для формирования оптовой цены на продукцию организации и определения на этой основе прибыли и рентабельности;

- представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений организации;

- отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

1. цеховую себестоимость, (затраты цеха, связанные с производством продукции);

2. производственную себестоимость, (помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы);

3. полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

- определение факторов, влияющих на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

- анализ себестоимости отдельных видов продукции;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции;

- оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

2)проводится оценка изменений структуры с/с, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в с/с, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по этим статьям производится отдельно. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат в этом случае выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру.

3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты.

Анализ с/с производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.