Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил и порядок обжалования принятых по ним решений

Основной задачей данного этапа административного производства является выяснение следующих вопросов: было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность либо исключающие производство по делу. Такие вопросы решаются не только в отношении физических, но и юридических лиц.

 

Стадия ВУД об АП позволяет решить часть из поставленных вопросов, однако на стадии его рассмотрения дело разрешается по существу. Для этого оно должно быть подготовлено к рассмотрению.

 

При подготовке к рассмотрению дела судья (или должностное лицо таможенного органа) решает, относится ли дело к его компетенции, оценивает качество административного расследования по делу; проверяет соблюдение прав и обязанностей участников административного процесса, законность, обоснованность составления протоколов, совершения конкретных процессуальных действий; отслеживает, извещены ли должным образом лица, участвующие в производстве по делу, о месте и времени его рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; заявлены ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП).

 

Судья, должностное лицо таможенного органа, на рассмотрение которых передано дело о нарушении таможенных правил, не могут рассматривать данное дело в случае родственной связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, а также в случае личной, прямой или косвенной заинтересованности в разрешении дела. При наличии таких обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства по делу вправе заявить отвод таким должностным лицам. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю таможенного органа, вышестоящему должностному лицу, которые по результатам его рассмотрения выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

 

В процессе подготовки к рассмотрению дела о нарушении таможенных правил разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости уполномоченное должностное лицо или таможенный орган, в производстве которого находится дело, выносит определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, участвующих в производстве по делу; об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу; о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае его составления и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, таможенного органа, его должностного лица, к которым протокол правонарушений и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

 

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, выносится постановление о прекращении производства по делу.

 

В случае если рассмотрение дела б нарушении таможенных правил отложено в связи с неявкой без уважительной причины вызванных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, таможенный орган, компетентное должностное лицо таможенного органа, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц (ст. 29.4 КоАП).

 

Дело об административном правонарушении, по общему правилу, может быть рассмотрено как по месту его совершения, так и по месту жительства правонарушителя. Однако дела о нарушении таможенных правил, как правило, требуют проведения административного расследования, поэтому подлежат рассмотрению по месту нахождения таможенного органа, его проводившего (ч. 2 ст. 29.5 КоАП). В случаях, когда в административном расследовании нет необходимости, дело о правонарушении по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, может быть рассмотрено по месту его ^жительства.

 

Кто же вправе рассматривать дело о нарушении таможенных правил? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 23.1,23.8 КоАП. Обязательный судебный порядок рассмотрения дела предусмотрен для правонарушений, квалифицируемых по ч. 2 ст. 16.1 КоАП (ч. 1 ст. 23.1 КоАП). Вместе с тем законодатель предусматривает случаи, когда таможенный орган, должностное лицо, к которым поступило дело на рассмотрение, могут передать его судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП)239. К ним относятся все те ситуации, при которых в качестве основной или дополнительной меры наказания предусмотрена конфискация (ч. 1, 3 ст. 16.1, ст. 16.2, ч. 2 ст. 16. 3, ст. 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.16, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1—3 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21 КоАП).

 

Дела о нарушениях таможенных правил, административная ответственность за совершение которых установлена в названных выше статьях гл. 16 КоАП, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

 

Дела о нарушениях таможенных правил, которые указаны в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

 

Интересно, что дела, возбужденные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматриваются судами общей юрисдикции или таможенными органами.

 

Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16. 1, ст. 16.2—16.23 КоАП. От имени таможенных органов дела рассматривают: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители (руководитель Федеральной таможенной службы, его заместители); начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов — только дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

 

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 дней со дня получения судьей, таможенным органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола о правонарушении и других материалов дела.

 

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен уполномоченным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Дело о нарушении таможенных правил, возбужденное в отношении лица, подвергнутого адми- нитративному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

 

При рассмотрении дела объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение

 

о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 разрешило многие спорные вопросы, в том числе по поводу способа оповещения лиц, обязанных присутствовать на рассмотрении дела. Оно возможно путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным даже в том случае, если с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

 

На данной стадии производства по делу лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их процессуальные права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в случаях, установленных ст. 29.7 КоАП.

 

Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил может быть отложено в случаях, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП: поступление заявления о самоотводе или об отводе уполномоченных лиц, рассматривающих дело, либо отводе специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

 

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения, показания участников производства, заключения эксперта, исследуются доказательства, а в случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

 

В случае рассмотрения дела таможенным органом в коллегиальном порядке составляется протокол о рассмотрении дела (ст. 29.8 КоАП). Возможность составления подобного процессуального документа при единоличном рассмотрении дела (например, судьей) Кодекс об административном правонарушении не исключает. На этр указал в названном выше постановлении Верховный Суд РФ.

 

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела может быть вынесено постанов ление, решающее дело по существу: о Назначении административного наказания; о прекращении производства по делу. Последнее может быть вынесено в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; объявления устного замечания в силу малозначительности правонарушения; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

 

Постановление по делу о нарушении таможенных правил является важнейшим процессуальным документом, которым завершается стадия рассмотрения дела. Оно должно содержать такие сведения, как: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование таможенного бргана, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Постановление должно содержать подпись уполномоченного должностного лица (судьи), вынесшего постановление.

 

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо названных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

 

При решении вопроса о назначении судьей административного наказания за правонарушение он вправе при отсутствии спора решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делам, рассматриваемым таможенными органами и их должностными лицами, этот вопрос разрешается в исковом порядке.

 

В постановлении по делу о нарушении таможенных правил должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом следует руководствоваться положениями п. 1—4 ч. 3 ст. 29.10 КоАП.

 

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расциску физическому лицу, законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно выне сено, а также потерпевшему, по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

 

Копия постановления судьи по делу о нарушении таможенных правил, ином административном правонарушении направляется должностному лицу таможенного органа, составившему протокол по делу, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

 

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено иное решение, не затрагивающее существо дела, но влияющее на ход и характер производства по делу, — определение. В виде определения выносится решение о передаче дела судье, таможенному органу, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иноґо вида или размера, либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

 

В результате рассмотрения дела судья, таможенный орган, должностное лицо при установлении причин нарушения таможенных правил и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Оно подлежит рассмотрению в течение месяца со дня получения, а получившие его должностные лица и организации должны сообщить о принятых мерах судье, в таможенный орган, должностному лицу, внесшим представление.

 

43. Международное таможенное право: понятие, субъекты, принципы, источники

Международное таможенное право (МТАП) – система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела.

МТАП – совокупность принципов и норм, координирующих и регулирующих таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.

МТАП – составная часть МПП.

МПП – совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм МП.

Субъекты МТАП:

1) государства;

2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела;

3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;

4) государствоподобные образования.

Действующие нормы МТАП распространяются на юридических и физических лиц государства, являющегося субъектом этого права (юридические и физические лица опосредованно (через государство) являются специфическими субъектами МТАП).

Указанные лица являются участниками международных таможенных отношений.

МТАП создается государствами и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений (государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли; кроме того, в современных условиях МТАП призвано обеспечить надежную основу безопасной деятельности субъектов МТАП, юридических и физических лиц в таможенной сфере).

Принципы МПП (распространяются на МТАП):

1) уважение суверенитета и суверенного равенства государств;

2) запрещение применения силы или угрозы силой;

3) территориальная целостность государств;

4) нерушимость государственных границ;

5) мирное разрешение международных споров;

6) невмешательство во внутренние дела государств;

7) равноправие и самоопределение народов;

8) уважение прав и основных свобод человека;

9) сотрудничество между государствами;

10) добросовестное выполнение международных обязательств.

Принципы МТАП – его фундаментальные положения, на которых основана вся отрасль (находят свое выражение в конкретных нормах МТАП).

Принципы МТАП:

1) Содействие становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды (запрещаются прямые или косвенные действия, препятствующие осуществлению экономического суверенитета государств).

2) Обеспечение постоянного и все возрастающего расширения международной торговли, равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда.

3) Содействие экономическому росту развивающихся государств и преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами.

4) Всемерное сотрудничество государств и иных субъектов в таможенной сфере.

5) Стремление к более высокому уровню гармонизации и унификации таможенных систем.

6) Всемерное совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий.

7) Усиление борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, другими таможенными правонарушениями.

Основные источники МТАП – международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций.

По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть универсальными, региональными, двусторонними.

Международные договоры в области таможенного дела (по объекту регулирования):

1) международные договоры, целиком и полностью регулирующие вопросы таможенного дела (Международная конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 в редакции 1999);

2) международные договоры, частично касающиеся регулирования международных таможенных отношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961).

Международный обычай (деловые обыкновения, изложенные в сборниках «Обычаи портов», издаваемые административными органами международных морских портов).

Обязательные решения международных межгосударственных организаций (решения СБ ООН, Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации могут касаться особенностей таможенного оформления, таможенного контроля, ряда специальных таможенных процедур).

Международные конвенции:

– Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 в редакции 1999;

– Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 с поправками 1997;

– Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961;

– Конвенция о временном ввозе товаров 1990;

– Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983;

– Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977.

 

 

44. Всемирная таможенная организация: создание, органы, деятельность, участие России

15.12.1950 года 17 европейских стран в Брюсселе подписали Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества (вступила в силу 04.11.1952, Правительство СССР присоединилось к Конвенции в 1990; на октябрь 2005 членами Всемирной таможенной организации являлись 168 государств, на их долю приходится около 90% мирового торгового оборота).

Его функции:

1) изучение вопросов, касающихся таможенного сотрудничества;

2) изучение технических аспектов таможенных систем, а также связанных с ними экономических факторов с целью предложения членам Совета практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия;

3) подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными правительствами;

4) разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций;

5) разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций;

6) обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур;

7) представление заинтересованными правительствами по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам в соответствии с основными целями Конвенции и вынесение в связи с этим рекомендаций;

8) сотрудничество с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Высший орган Всемирной таможенной организации на ежегодных сессиях избирает председателя и 6 его заместителей, которые одновременно являются представителями 6 регионов мира (АТР, Европы, Америки, трех частей Африки и Ближнего Востока).

На сессиях Совета принимаются важнейшие решения по стратегическим направлениям деятельности Организации, проводятся выборы в ее высшие органы, а также назначения на руководящие должности в секретариате Организации.

В июне 2003 на сессии Организации впервые координатором Европейского таможенного региона и вице-президентом Организации была избрана РФ.

Руководящими органами Организации являются: Совет, Политическая комиссия (состоит из 22 представителей государств, включая РФ), а также Финансовый комитет (состоит из 17 представителей государств, включая РФ).

Постоянно действующий исполнительный орган Организации – секретариат, штаб-квартира которого располагается в Брюсселе (его возглавляет генеральный секретарь, избираемый на 5 лет; в 1999 им избран Мишель Данэ (Франция), в 2004 он переизбран на указанную должность).

Официальные языки Организации – английский и французский (в работе некоторых комитетов используются испанский и русский языки).

Всемирная таможенная организация координирует работу в рамках более 20 конвенций, 50 рекомендаций и ряда международных норм по отдельным таможенным вопросам (осуществляет также технические функции по разработке определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров для Всемирной торговой организации).

Организация создала 9 региональных узлов связи по обмену информацией по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и другими таможенными правонарушениями.

В Москве создан Региональный учебный центр Организации на базе Российской таможенной академии (всего в мире 4) (содействует реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭС, их присоединению к международным таможенным конвенциям; пропагандирует новейшие направления развития таможенного дела в мире, которые разрабатываются Организацией; осуществляет подготовку специалистов, способных в ходе таможенного контроля эффективно выявлять оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, наркотики).

На второй конференции руководителей таможенных служб Европейского региона Всемирной таможенной организации (январь 2005, Алматы; представители 38 государств) обсуждались актуальные задачи, стоящие перед таможенными службами в регионе (развитие и модернизация таможенных администраций, эффективное и действенное применение информационных и коммуникационных технологий, особая роль процедуры транзита для укрепления сотрудничества и экономического развития).

 

45. Сотрудничество государств – участников СНГ в таможенной сфере

13.03.1992 государства-участники СНГ подписали Соглашение о принципах таможенной политики (цель – сохранить единое экономическое пространство, обеспечить в его пределах свободное движение товаров, выработать общую политику в отношении третьих стран, унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры, создать Таможенный союз, предусматривалось учредить Таможенный совет).

В феврале 1992 принято Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств-участников СНГ (грузы стран СНГ, следующие транзитом через их территории, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление в государствах транзита, а также от необходимости получения разрешений на транзит; эти грузы также освобождаются от таможенного досмотра).

В апреле 1992 подписано Соглашение о порядке оформления транзитных грузов, следующих через территории государств-участников СНГ.

В июне 1994 принято Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.

Совет руководителей таможенных служб (СРТС) учрежден решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993 (30.05.2002 утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ).

СРТС – постоянно действующий орган отраслевого сотрудничества, предназначенный для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики (определяет приоритетные направления в сфере таможенного дела, содействует сближению и гармонизации таможенных законодательств, координирует практическое взаимодействие таможенных служб, содействует реализации принятых решений в сфере таможенного дела).

В целях гармонизации таможенного законодательства государств-участников СНГ Советом глав государств 10.02.1995 приняты Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ (закреплены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела, изложены положения о порядке перемещения товаров через таможенную границу, таможенных платежах, таможенной стоимости товаров и стране их происхождения, таможенном оформлении, таможенном и валютном контроле).

Зона свободной торговли (ЗСТ) государств-участников СНГ – первый этап создания общего экономического пространства и важнейший механизм повышения объемов взаимной торговли (Соглашение о создании ЗСТ от 15.04.1994 – предусматривались постепенная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов; устранение иных препятствий для свободного движения товаров; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей; координация экономической и торговой политики в отношении третьих стран; содействие кооперации и сотрудничеству; гармонизация и унификация законодательства сторон) – не вступило в силу.