Новое литературное обозрение» как литературно-критический журнал.
Первый независимый российский филологический журнал, выходящий с конца 1992 года.
“НЛО” ставит своей задачей максимально полное и объективное освещение современного состояния русской литературы и культуры, пересмотр устарелых категорий и клише отечественного литературоведения, осмысление проблем русской литературы в широком мировом культурном контексте.
«НЛО» предлагает обзор современной филологической, историко-литературной, вообще гуманитарной мысли, в основе которого – стремление редакторов и авторов рассмотреть весь спектр подходов к изучению литературы, по мере сил осваивать западный теоретический опыт и интегрировать его в сложившуюся собственную теоретическую традицию.
За 15 лет журнал стал ведущим российским изданием в сфере истории и теории литературы, социологии культуры и культурологии. Материалы, опубликованные в «НЛО», становятся событием для филологического сообщества и входят в программу обязательной подготовки студентов гуманитарных ВУЗов.
Тираж «НЛО» — 2.5 – 3 тысячи экземпляров. Большáя часть тиража расходится по научным и публичным библиотекам.
«Новое литературное обозрение» включено в список изданий, рекомендованных ВАК РФ, публикация в которых засчитывается соискателям научной степени доктора наук. Статья в НЛО также является преимуществом для претендентов на получение степени PhD в научных учреждениях США.
Ввиду особой значимости проекта издание журнала «НЛО» поддерживается средствами гранта Федерального агентства по делам печати и массовым коммуникациям.
На страницах журнала публикуются материалы по следующей проблематике:
— статьи по современным проблемам теории литературы, охватывающие большой спектр постмодернистских дискурсов; междисциплинарные исследования, важнейшие классические работы западных и отечественных теоретиков литературы;
— историко-литературные труды, посвященные различным аспектам литературной истории России, а также связям России и Запада; введение в научный обиход большого корпуса архивных документов (художественных текстов, эпистолярия, мемуаров и т.д.);
— статьи, рецензии, интервью, эссе по проблемам советской и постсоветской литературной жизни, ретроспективной библиографии.
Журнал уделяет большое внимание информационным жанрам: обзорам и тематическим библиографиям книжно-журнальных новинок, презентации новых трудов по теории и истории литературы.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации 2003 года в номинации “Лучший просветительский проект”.
Структура журнала
Традиционно журнал структурируется по пяти отделам:
— отдел ТЕОРИИ посвящен обсуждению важнейших проблем теории и методологии гуманитарных наук, переводу и комментированию важнейших трудов западных ученых, публикации теоретических исследований российских и зарубежных специалистов.
— отдел ИСТОРИИ, не ограничиваясь рамками собственно истории литературы, печатает статьи и материалы по истории российской и советской литературы и культуры, по истории отечественного литературоведения.
—отдел ПРАКТИКИ ставит своей целью анализ событий современной литературной и культурной жизни, обсуждение важнейших проблем современной литературы, публикацию обзоров и критических статей о творчестве современных авторов.
— отдел БИБЛИОГРАФИИ – уникальный в отечественной традиции книгоиздания и периодической печати – представляет отдельные рецензии и тематические обзоры книжных и журнальных новинок (от 20 до 40 в каждом номере), призван осветить все самое важное, что издается в России и за рубежом по проблемам филологии и сопредельных гуманитарных дисциплин.
— небольшой, но очень важный отдел ХРОНИКИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ – представляет обзоры и отчеты о самых важных научных и культурных событиях – конференциях, конгрессах, семинарах, презентациях.
Специальные проекты
Помимо номеров с традиционной структурой, в которые включено обсуждение сразу нескольких проблем, раз в несколько лет «НЛО» готовит специальные выпуски, посвященные дискуссиям вокруг одной актуальной темы. Каждый специальный выпуск НЛО становится событием для культурного сообщества и интеллектуальным бестселлером.
ЛК – сфера специализированной творческой деятельности, связанной с оценкой и интерпретациейхуд.текста или контекста. Критика устремлена к оценке и интерпретации человеком лит-ры для лит-ры. Из этого следует, что главным в определенииКр. выступают ценностный компонент, а также что интерпретация определяет коммуникативную природу. Предметом ЛК являются произведения или группы произведений; лит.контекст, процесс (контексты – персоналия, направления, жанры; лит.жизнь; лит.процесс).ЛК обладает 3 сферами чел.жизни, ЛК конституирована через них, в пространстве между ними:-искусство-наука-публицистика. Критику роднит с искусством то, что она является сферой творчества, становится самовыражением автора, предполагает использование образно-выразительных средств, аналогичных средствам лит-ры. Слившись с лит-рой, она стала бы похожа на зеркало, пытающееся отразить само себя. Для К исследовательская, просветительская установка явл-ся неотъемлемой ценностью, в лит-ре она факультативна. Общее св-во К и науки – исследовательский хар-р, стремление к открытию объективной истины, применение аналитических операций для исследования предмета. Развитие К прямо зависит от развития научн.представлений, в первую очередь филологических. К. роднит с публицистикой актуальность, которая в К, как и в журналистике. Является профессиональной ценностью. К. по природе своей направлена на новые предметы, новизна произведения делает его интересным для К. Критик – практически всегда исследователь, публицист – почти всегда репортёр. Функции ЛК:нормативно-оценочная (К оценивает произведение лит-ры; К высказывает суждение о норме лит.творчества; К занимается кодификацией языка искусств; К стремится кодифицировать «язык» лит-ры)дидактическая (обучающая) (К учит читателя чтению; К учит писателя писат.делу; К нередко стремится учить общество на лит.примерах)коммуникативная (К есть критикование – функц.процесс; К образует пространство проф.общения, в кот-м читатель встречается с др.читателем, писатель – с др.писателем и с читателем своих и чужих книг; пространство, в кот-м все «субъекты» лит-ры видят и слышат друг друга) | 2. Объект ЛК. Метод как язык прочтения худ.текста. Категория метаязыка.К объектам литературно-критического усмотрения относятся словесно-худож.произведения любого эстетического достоинства. В поле зрения Км.б. произведения высокой пробы, классики. Критик живо интересуется и лит-рой т.н. беллетристического, явно или скрыто иллюстративного ряда массовый читательский рынок. Метод К – это специализированная стратегия чтения. Метод как стратегия чтения – это принцип подбора кодов прочтения и приоритет, кот-й может отдаваться тому или иному коду(кодам) перед остальными. Критик может подбирать коды, максимально считаясь с установками автора либо вообще не считаясь с ними. У критика м.б. некая система кодов-фаворитов, кот-е он особенно настойчиво ищет в тексте. Исходные предположения читателя, в соответствии с кот-ми выстраивается начальная модель восприятия текста, называются пресуппозициями. В момент чтения встречаются 2 преднаходимые модели: читат.модель текста и «текстовая» модель читателя. Критик дорожит своимипресуппозициями гораздо сильнее, чем «просто читатель». Его ожидания являются для него личными умственными ценностями, они носят характер теории, мировоззрения, убеждения. Критик даже старается переделать книгу согласно своим ожиданиям. Метод К – система специализированных пресуппозиций. Метод как стратегия чтения и как система пресуппозиций – определения, дополняющие друг друга, т.к. критик имеет некое преднаходимое представление о законах лит-ры (пресуппозиции) и в рамках своего представления о роли и задачах К. выбирает ту или иную методу чтения (подбора «ключей»-кодов). Стратегия чтения есть форма метода, система пресуппозиций – его содержание. В методе как стратегии чтения реализуется представление критика о К, в методе как системе пресуппозиций – его представление о лит-ре. Наблюдать метод – значит выявлять:-стратегии прочтения-пресуппозиции критика (ожидания)-методику анализа-метаязык. Метод обнаруживает себя впроблем.предпосылке материала-выборе предмета-выборе опорных микротектов-стиле-экскурсах (отступлениях от темы)-метаязыке-логич.строении текста(композиц.логичность)Метаязык – язык, специально созданный с целью описания предмета (др.языка) и не имеющий иного применения. Это организованная система терминов, специальных языковых конструкций и правил их употребления. Метаязык также называют языком описания, он зависит от метода | 3. Народническая критика Михайловского (по статье «Десница и шуйца Льва Толстого»)Одно из главнейший направлений рус.ЛК конца 19 в. истоками своими уходит в «реальную критику» 1860-х гг., но принимает новый оттенок. Главная особенность – в устойчивой симпатии к соц.тенденциям лит-ры, затрагивающим по преимуществу интересы низшего сословия . Литературное народничество представляет собой одно из течений внутри реалистического направления Михайловский, Николай Константинович (1842-1904). В отличие от других народнических критиков, Михайловский обладал ярким темпераментом публициста и критика. Он выступал постоянным обозревателем литературных новинок, истолкователем крупнейших современных писателей. В эстетике и критике Михайловского можно столкнуться с противоречиями: то он следует за своими слабыми теоретическими выкладками и тогда допускает много эстетических промахов, то дает простор демократическому своему «нутру» и тогда приближается в оценках литературы к пафосу «шестидесятников». Оценки Михайловским писателей могут быть классифицированы так. Близкими его народнической доктрине и, так сказать, «писателями-идеалами» были Златовратский, Г. Успенский, Островский, Некрасов и особенно Щедрин. Михайловский разработал свое особенное учение о «типах» и «степенях» развития личности, из конфликта между которыми якобы складывается современная социальная борьба. Больше всего он касается этого вопроса в статье «Десница и шуйца Льва Толстого» (1875) критик почти не обращается к худ.творчеству автора «Войны и мира», оценивая лишь педагогические и просветительские труды яснополянского мыслителя. Михайловский воспринимает Толстого как идеолога. М.хочет видеть гармонизированную личность, автор и герой- моральные субъекты. В статье «Десница и шуйца Льва Толстого» Михайловский в общем верно указал на демократический дух толстовского творчества, хотя и объяснял его неправильно, переходя от констатации его художнической манеры переселяться в душу простолюдина к констатации идеологической принципиальности этой манеры у Толстого, заключающей в себе прямое нравственное противопоставление народа господам. Михайловский первым поставил вопрос о внутренней противоречивости Толстого и даже верно описал отдельные ее стороны. Михайловский первый обратил внимание на то, что Толстой «поучителен даже в своих многочисленных противоречиях», что Толстого «наше общество еще не знает», что надо заглянуть в его теоретические работы, «там и откроете для себя, что Толстой крайне противоречив. По романам это не видно». Мих. контрастно сопоставляет «десницу» и «шуйцу» писателя, описывая борьбу этих противоречий так: то вытягивается десница, поднимается сильный, смелый человек во имя истины и справедливости, во имя интересов народа померяться со всей историей цивилизации (цивилизация - это регресс, вот пример слабости Толстого, которая зачтена как его сила), то вылезает «шуйца», слабый, нерешительный человек, проповедник фатализма, непротивленчества (здесь названы действительные недостатки Толстого). К «шуйце» Михайловский относил толстовское неверие в разум, в науку, в искусство. Народник-просветитель Михайловский, конечно, не мог этого «простить» Толстому. Корень противоречий Толстого Михайловский усматривал в его социальном положении, положении барина, проникнувшегося идеями филантропии к крестьянству. Толстой даже пока еще не «кающийся дворянин, а просто честный наблюдатель, которого при всей его прозорливости все еще затягивает «семейное» родовое начало. Отсюда «шуйца» - как простая непоследовательность. Теперь оба начала выросли в своем значении и резче сопоставились в творчестве писателя. А Михайловский увидел лишь подчинение «шуйце» всех прежних положительных моментов. |
4.«Реальная критика», её методика, место в истории критики и литературы.на материале статей Чернышевского «Очерки гоголевского периода ру.лит-ры» и Добролюбова «Что такое обломовщина?»). Изучение ЛК 1860-х гг. невозможно без учёта её соц.-полит.ориентиров. Наиболее активным и популярным лит.направлением 1860-х гг., задававшим тон всей общественно-лит.жизни эпохи, была «реальная»(термин Добролюбова) критика радикально-демокр.ориентации. Главными печат.органами стали журналы «современник» и «русское слово». В РК соотносятся 2 осн инстанции, 2 термина- искусство и действительность. Основа в том, что художник устанавливает связь с действительностью, из самой действительности извлекает художественный материал. РК говорит о неотразимом влиянии объективной действительности на лит.творчество писателя. Представление о том, что искусство автономно, обладает собственными задачами, кот.немб отождествлены с задачами общества. Познание искусства (субъект) не идентично научному познанию, специфичность образа познания и результатов познания приводит к пафосу. РК стремится привести в ясность те жизненные явления, кот-е отразились в худ.произведении, а затем разбирает эти явления и высказывает свой приговор над ними. Критическая деятельность Чернышевского и Добролюбова была развитием оснований, созданных гением Белинского. Они стали чем-то более значительным, чем простые создания литературы, почти историческими лицами. Основательные историко-лит.работыЧернышевского построены на преимущественном интересе к «внешним» лит.явлениям, процессам, связывающим худ.словесность с общественно-лит.жизнью. «Очерки гоголевского периода рус.лит-ры» (1855-56). Он пытался освободить лит-ру от художественной обработки действительности. Пишет диссертацию о том, как надо критиковать и как надо писать. Считал, что идеал не надо придумывать вообще, т.к. идеал природен – благосостояние, мир, счастье; опирается на естественную правду жизни. Лит-ра превращается в идейный натурализм. Лит-ра= обществ.задачи= политические. Добролюбов заостряет и конкретизирует требования к идейному содержанию совр.лит-ры: глав.критериемсоц.значимости произведения становится для него отражение интересов угнетённых сословий. Добролюбов допускает, что автор худ.произведений может и не быть сторонником целенаправленного обличительства, он тем самым уже служит делу лит. и обществ.прогресса. не отделяет резко искусство от общественной жизни, но говорит о автономности и специфичности искусства. Худолжникневполне сознателен в выражении тех вещей, которые он выражает. Критика- чтение, прочтение, творчество. Критик- соавтор. Для произведения мало одного автора,, нужен второй, который истолкует, осовременит произведение. В основе критич.методологии Добролюбова лежит своего рода соц.-псих.типизация. разводящая лит.героев по степени их соответствия идеалам «нового человека». Блестящим примером реальной критики являются статьи самого Добролюбова о романе Гончарова "Обломов" (статья «Что такое обломовщина?» 1859), пьесах Островского (статьи «Тёмное царство» 1859 и «Луч света в тёмном царстве» 1860), повести Тургенева "Накануне" («Когда же придёт настоящий день?» 1860) и Достоевского («Забитые люди» 1861). Эти статьи можно рассматривать как единый метатекст, пафос кот-о сводится к доказательству ущербности рос.обществ-полит.устроев. Собирая отдельные черты и обобщая их в один законченный образ обломовщины, Добролюбов разъясняет читателю жизненные явления, которые отразились в художественном типе, созданном фантазией Гончарова. Добролюбов сравнивает Обломова с целой галереей его литературных предков. Таковы Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Рудин Тургенева, Бельтов Герцена. Все они - обломовцы, в каждом из них сидит частица его недостатков. Обломов - их предельная величина, их дальнейшее и притом не выдуманное, а реальное развитие. | 5. «Эстетическая критика» В. Боткина, П. Анненкова(на материале статей В. Боткина «Стихотворения А.А. Фета» и П. Анненкова «О значении худ.произведений для общества»)ЭСТЕТИЧЕСКАЯКРИТИКА — направление рус.критики 1860-х гг., к кот-у принадлежали А.В. Дружинин, П.В. Анненков, В.П. Боткин. В обществ. и методол. отношении ЭК противостояла реальной критике, защищая от нападок идеи умеренного либерализма и известной автономности, самоценностихуд.творчества. В типологич.плане ЭК — это такой принцип анализа, при кот-м на первом плане оказываются структурные, синтаксические (в семиотическом смысле) аспекты лит.образа. Тем самым ЭК оказывается одной из необходимых, неизбежных составляющих "нормальной" лит.ситуации, находясь в отношениях взаимодополнительности с реальной и органической критикой. Зрелость и оригинальность художественной критики - в выявлении впервые увиденных значений деталей и фрагментов произведения, ведущих к восприятию его значения вцелом, его гармонического единства. Представители эстетической критики отстаивали независимость искусства от каких-либо общественных целей, выдвигая теорию «чистого искусства» в полемике с основными положениями революционно-демократической эстетики. Дружинин, Анненков и Боткин противопоставляли Пушкина как идеально «гармоничного и светлого писателя», свободное искусство и критику, ориентированную не на злобу дня, а на вечные ценности. Слабым местом «эстетической критики» явилось вообще отрицание общественной функции литературы. Статью «Стихотворения А.А. Фета» (1857 г.) можно назвать центральной в лит-критич.творчестве В. Боткина. Мысль о самоценностихуд.лит-ры Боткин обосновывает значимостью внутр., «душевной» жизни человека, противопоставленной его внеш., «материальному» существованию. Критик убеждён, что мир чел.души, его чувства обусловливают воззрение личности на жизнь, его умственную, сознательную деятельность. И тем ценнее искусство, что только оно способно истинно и глубоко раскрывать и выражать душев.тайники личности. Источником худ.творчества Боткин называет «поэтич.чувство», кот-е «можно бы назвать шестым и самым высшим чувством в человеке» и кот-е основано на бессознательном воодушевлении человека при соприкосновении с внеш.миром. искусство, будучи высш.проявлением «поэтич.чувства», также строится на внеразумном, интуитивном, бессознательном творчестве. при этом Боткин подчёркивает его резко индивидуализированный хар-р, кот-й не исключает возможность общественного воздействия и даже «практич.» пользы – но при условии, если сам художник не ставит перед собой такой прагматической цели. П. Анненков считается одним из первых, кто вступился за эстетич.идеалы лит-критич.течения. В своей статье «О значении худ.произведений для общества» Анненков стремится доказать, что в лит.произведении всё должно быть подчинено единств.цели – выражению «худ.мысли», связанной с развитием «психологи.сторон лица или многих лиц». Лит.повествование «почерпает жизнь и силу в наблюдении душев.оттенков, тонких характерных отличий, игры бесчисленных волнений чел.нравств.существа в соприкосновении его с другими людьми». Любая «преднамеренная», отвлечённая мысль, философская или «педагогическая», искажает сущность настоящего творчества, самыми «дорогими» качествами кот-о являются «свежесть понимания явлений, простодушие во взгляде на предметы, смелость обращения с ними». С др.стороны, внутр., «художническая» мысль, кот-я может иметь и «случайный» характер и кот-я основана на внимании к душев.мотивамчел.поведения, к его нравств.переживаниям, как раз и является залогом инд.выразительности и худ.убедительностилит.творения. критик приводит в пример произведения Л.Толстого и И.Тургенева, в кот-х серьёзная и глубокая мысль «почти всегда скрыта в недрах произведения и развивается вместе с ним, как красная нитка, пущенная в ткань». Худ.смысл таких лит.образцов, как «Горе от ума» или «Е.Онегин», по мнению Анненкова, является залогом и чисто «педагогической» пользой их для общества. | 6. Органическая критика» А. Григорьева(на материале статьи А. Григорьева «Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства»)ОРГАНИЧЕСКАЯКРИТИКА — направление рус. критики 1860-х гг., разрабатываемое А.Григорьевым и продолженное Н.Страховым. Григорьев видел в искусстве целостное синтетическое явление и ориентировал критику на выявление в худ.произведении специфики авторского замысла, воплотившейся в нем "мысли сердечной". Позиция Григорьева (понять то, что хотел сказать художник) противопоставлялась реальной критике (анализ того, что в произведении сказалось), так эстетической критики. В семиотическом плане ОК можно характеризовать как ориентацию на прагматику лит.образа, т. е. как один из необходимых аспектов лит. анализа. Если брать главное в критике Григорьева, его методологию и его цели, то нельзя не согласиться с Писаревым: «Очевидно, все развитие нашей умственной жизни шло вразрез с симпатиями и стремлениями Григорьева». Григорьев писал, сознательно расставляя в скобках возможные возгласы и недоумения читателей: «Есть вопрос и глубже и обширнее по своему значению всех наших вопросов - и вопроса (каков цинизм?) о крепостном состоянии, и вопроса (о ужас!) о политической свободе. Это вопрос о нашей умственной и нравственной самостоятельности». По Григорьеву искомая им духовная самостоятельность русских людей была возможна без решения коренных вопросов о полит.свободе в России. У Григорьева много парадоксов, трюизмов и софизмов. Часто одно за другим следовавшие положения взаимно исключали друг друга. Понятие ОКввел Григорьев, чтобы отличить свою критику от уже существовавшей «философской», «художественной», «исторической», «утилитарной», «реальной» критики. Наиболее полно Григорьев охарактеризовал ее принципы в статьях «О правде и искренности в искусстве» (1856), «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» (1858)…В статье «Критич.взгляд…» Григорьев, разделяя худ.произведения на «органич.», т.е. «рождённые» с помощью таланта автора самой жизнью, и на «деланные», возникшие благодаря сознательным писательским усилиям, воспроизводящим уже готовую худ.модель, наметил соотв.задачилит.критики, кот-я должна была обнаруживать восходящие связи «деланных» произведений с их источником, а «органич.» оценивать, исходя из жизненной и худ.восприимчивости критика. Григорьев отвергает рационалистич.взгляд на искусство – «теор.» критику, предвзято отыскивающую в худ.произведении те аспекты, кот-е соответствуют априорным умозрениям теоретиков, т.е. нарушают глав.принцип «органичности» - естественность. «Органическая критика» оказывала предпочтение «мысли сердечной» перед «мыслью головной», ратовала за «синтетическое» начало в искусстве, за «рожденные», а не «деланные» произведения, за непосредственность творчества, не связанного ни с какими научными, теоретическими системами.В статье «Крит.взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» «Органическая критика» могла похвалиться тем, что старалась удерживать в единстве оба начала в художественном произведении: «что сказано» с тем, «как сказано». Но как ни часто касался Григорьев вопроса о капризной творческой индивидуальности художника, он, по существу, сказал о ней дельного и конкретного меньше, чем критики-демократы. |