Ая научная революция: сущность и специфика.

1-ая Научная Революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Он стал результатом того, что европейская наука отказалась от метафизики. Произошло удвоение бытия на религиозное и научное, появились религиозное и научное мировоззрения. Произошли изменения в философском понимании тождества мышления и бытия:

1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Природа рассматривалась как единственная истинная реальность. Первые естественные науки (механика и физика) изучали ее как набор статичных объектов, которые не изменяются. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств, малых систем с небольшим количеством, находящихся в поле силовых воздействий и жестких причинно-следственных связей. При этом свойства целого сводились к сумме свойств его частей, а процесс понимался как перемещение тел в пространстве. Время присутствовало просто как некий внешний параметр, не влияющий на характер событий и процессов.

2. Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности. Он сам из себя формировал свои качества, принципы, правила, схемы, императивы, сам обосновывал свои права на познание истины. Из процесса познания были элиминированы ценностные ориентации. Неизменное, всеобщее безразличное ко всему знание стало идеалом научной рациональности. Восторжествовал объективизм – знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Считалось, что человеческий разум наблюдает, исследует природу вещей как бы со стороны, не будучи детерминирован ничем, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Новоевропейская научная рациональность вытеснила античное понимание разума. Полное, истинное и окончательное объяснение природных явлений считалось завершенным, если изучаемые явления сводились к механической системе, из которой устранялась качественная определенность вещей и явлений.

3. Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. Свободе интерпретации мира был положен конец: в научную картину мира впускалось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать. Галилей ввел теоретически спроектированный эксперимент вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика. Научным признавалось то, что могло быть конструировано и выражено на языке математики. Наука отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику.

4. Сконструированные с помощью мышления математические модели, алгоритмы, теоретические конструкты рассматривались как полностью адекватные действительности. Научная рациональность претендовала на познание действительности «как она есть сама по себе» без примеси человеческой субъективности. Все это породило уверенность в возможности построить одну единственную истинную теорию, доказательные аргументы которой окончательны и бесспорны. Поэтому считалось, что одна из конкурирующих теорий или концепций обязательно должна быть истинной, а остальные ложными. Эта единственно истинная теория применима к описанию других возможных опытов и может прогнозировать протекание этих опытов и их результат. Считалось, что научная истина не подвержена историческим метаморфозам.

5. Наука отказалась вводить в процедуры объяснения цель. Р.Декарт говорил, что к физическим и естественным вещам нельзя применять понятие целевой причины, а Спиноза утверждал, что «природа не действует по цели. Научная рациональность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи». Формируется новое представление о Вселенной, в котором место «первого» кругового движения занимает движение прямолинейное, подчиненное закону инерции. Тело, двигающееся по инерции, предоставлено самому себе, в его движении нет цели, т.е. нет стремления к осуществлению того, что ему предназначено по природе. Полное истинное и окончательное объяснение природных явлений считалось завершенным, если изучаемые явления сводились к механической системе, из которой устранялись качественные определения вещей и явлений.

Итогом 1-ой научной революции было формирование особого типа рациональности. Наука изменила содержание понятий «разум», «рациональность», открытых в античности. Механическая картина мира выполняла основную объяснительную функцию. Понятие «рациональное» практически было отождествлено с понятием «научное». Поэтому все виды знания, отличающиеся от научных, квалифицировались как иррациональные и отбрасывались.