Ая научная революция. Становление классической науки.

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI - первой половине XIX вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Вторая научная революция произошла в конце XVIII - первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Основные изменения:

- Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

- Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

- Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по его представлениям Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

- Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

- В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

Характерные признаки классической науки:

- однозначность;

- истины науки абсолютны;

- истина объясняет природу.

Но вторая научная революция была вызвана не только появлением дисциплинарных наук и их специфических объектов. В самой физике, которая окончательно сформировалась как классическая только к концу XIX в., стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, завершалось становление классической физики, о чем свидетельствует появление электромагнитной теории Максвелла, статистической физики. Одновременно шел процесс окончательного оформления классического типа рациональности, включающий в себя идеал механической редукции, т.е. сведение всех явлений и процессов к механическим взаимодействиям. В период второй научной революции этот идеал остался неизменным в своей основе.

С другой стороны, налицо было изменение смысла этой редукции: она становится более математизированной и менее наглядной. Другими словами, тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности.

Идеалы и нормы научной рациональности получили свое окончательное завершение в начале 19 в., который многие исследователи называют веком науки. Научная рациональность претендовала на познание действительности «как она есть сама по себе» без примеси человеческой субъективности. Понятие рациональное практически было отождествлено с понятием «научное».