Роль теоретического и экспериментального знания в становлении философии науки в XVI-XVII вв.
Важнейшие идеи и принципы философии науки начали формироваться еще в XVII в., когда возникло экспериментальное естествознание, составившее основу классической теории. В это время происходят буржуазные революции в ряде стран Европы. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей.
Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Д.Локк, Г.Лейбниц, которые, как правило, были и выдающимися философами, и крупными естествоиспытателями, и математиками, соединяя эти «ипостаси» в одном лице. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания - мысленный эксперимент, опирающийся на строгое количественно-математическое описание. Галилей «вдолбил» в сознание своего времени (опутанное схоластическими догмами) мысль о том, что наука без мысленного конструирования, без идеализаций, без абстракций, без «обобщающих резолюций», опирающихся на факты, - это все, что угодно, но только не наука. Галилей разрабатывал и применял новые методы получения строгого и достоверного знания, благодаря чему и заложил первые камни в здание естествознания.
Галилей опирался на научный эксперимент как специальную научную познавательную процедуру. Научный эксперимент в разработке Галилея исключает разночтения, особенно если условия его проведения и результаты выражены числовыми отношениями. Именно Галилей сформулировал кредо экспериментального естествознания: «Измеряй все доступное измерению, и недоступное измерению делай доступным». Вместе с тем Галилей понимал, что научный эксперимент сам по себе еще не составляет науки, что он обретает свою силу только тогда, когда включен в структуру научно-теоретического знания. Поэтому разработка метода построения научно-теоретического знания - еще одна важная заслуга Галилея. Он ввел в физику рассуждения об идеализированных объектах и событиях, которые в реальном опыте не встречаются. Переход от реального эксперимента к мысленному открывает возможность перехода от реальных объектов к их идеализированным моделям. Это важно потому, что на теоретическом уровне исследуют идеализированные модели объектов, а не сами объекты. Благодаря этому теоретические положения могут формулироваться в форме логической всеобщности.
Рассматривая складывавшийся в XVI-XVII вв. новый стиль мышления, В.В.Ильин и А.Т.Калинкин указывают на следующие его характерные черты: в области научной - с успехами изобретательства, созданием измерительной аппаратуры, жестко детерминистская причинно-следственная типологизация явлений действительности, инструменталистская трактовка природы и ее атрибутов - пространства, времени, движения, причинности.
В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика. Поворотным пунктом в указанном процессе послужили XVIII и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что было присуще в особенности для воззрений Канта.
Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях зарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования - как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.