Рациональное и иррациональное в науке. Значение Б.Паскаля в становлении философии науки. (Б.Паскаль. Мысли).

На протяжении веков категории «рациональное» и «иррациональное» являются предметом осмысления исследователей, занимающихся анализом самых различных сфер человеческой деятельности и сознания. Категории «рациональное» и «иррациональное» традиционно используются при анализе природы разума, его места и роли в познании, в ходе оценки действительности и человека, при исследовании отношения человека к миру с позиции разума или его отрицания. Необходимо подчеркнуть, что понятия рационального и иррационального непосредственно выводятся из человеческой практики, а своим объектом имеют феномены человеческой деятельности и сознания. Категории «рациональное» и «иррациональное» соотносятся с сознанием, в качестве же их онтологических оснований можно определить стохастическо-статистический характер фундаментальных законов природного бытия и диалектику случайного и необходимого в характере законов бытия социального. Объемность и глубина сферы действия рационального и иррационального определяет неоднозначность подходов к данной проблеме. Во-первых, рациональное и иррациональное понимаются по-разному представителями различных философских и научных направлений и школ. Во-вторых, сами эти категории нередко определяются прямо противоположным образом: то, что в одной системе считается рациональным, в другой - иррациональным и наоборот. Смысл рассматриваемых нами категорий не закреплен жестко и однозначно, в их толковании имеются довольно существенные различия. Значение категорий «рациональное» и «иррациональное» меняется как при рассмотрении использования их мыслителями, принадлежащими к разным философским школам, так и в более общем плане в контексте исторического развития мировоззрения. Под рациональным понимают логически обоснованное, максимально исключающее эмоции, теоретически осознанное, систематизированное знание предмета, которое выражено дискурсивно строго в понятиях. В этом смысле рационализированным «можно назвать объект рефлексии т.к. он обработан логически-категориальным аппаратом, освоен мыслительно-понятийным образом». Иррациональное соответственно есть, то, что не соответствует этим требованиям. Категория «иррациональное» как всякое отрицательное слово заключает в себе два смысла: негативный и позитивный. В позитивном смысле иррациональное есть нечто, принципиально не могущее быть предметом мысли, объектом теоретического познания, нечто отрицающее разум, противодействующее ему. Так трактуемое иррациональное принципиально несовместимо с разумом, недоступно рационализации вообще. Иррациональное в негативном смысле, иногда определяемое как «нерациональное» представляет собой диалектическую противоположность рационального. Оно есть, то, что в данный момент не входит в сферу осмысленного, целесообразно обоснованного как практически, так и теоретически, но может быть рационализировано. Такую трактовку иррационального, следует понимать как относительно противоположное рациональному. Эти противоположности «относительны, подобно противоположностям истины и заблуждения, знания и незнания, что отнюдь не стирает качественного различия между ними». С их точки зрения мир представляет собой единое целое, связанное разумными законами, прежде всего законами механики. Разумное поведение человека и общества как организма - это следование законам природы, познание которых объявляется одной из самых высоких ценностей человеческого общества. В трактовке истории их взгляды опираются на идею о том, что все негативные моменты в обществе - это ошибки непросвещенного разума, их могло бы и не быть и их можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое общество. «Просветительский атеизм» базировался на тезисе о «случайном и неслучайном» возникновении религии. «Случайность» возникновения связана с тем, что она есть продукт страха человека перед непонятным и неизведанным. «Неслучайное» возникновение религии обусловлено тем, что она определена социальными и культурными обстоятельствами, т.е. могла возникнуть лишь в прошлые невежественные времена. Отсюда вытекает жесткая критика религии, что должно было позволить избавиться от пережитков давних времен. Причем их критика направлена против религиозного мировоззрения в целом, против религиозных социальных институтов, священников как выразителей и проводников данного мировоззрения. Паскаль (1623-1662) - французский математик, физик, философ и писатель. После плодотворной творческой работы в области естественных и точных наук (Паскаль - один из основателей теории вероятностей) ученый разочаровался в них и обратился к религиозным проблемам и философской антропологии. Он первый в истории мировой научной мысли ученый, прошедший через опыт механистического рационализма, со всей остротой поставивший вопрос о границах научности, отмечая при этом, что «доводы сердца», отличные от «доводов разума», превыше последнего. Религиозное чувство берет верх над разумом, который вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Сердце обладает доводами, не доступными разуму. Мыслитель тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии - от романтизма вплоть до экзистенциализма. Он выводил основные идеи христианства из традиции синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического толка. Ощущение им Космоса выражено в словах: «Это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». Паскаль исходил из образа человека, которого обуревает тревога: «Состояние человека - непостоянство, тоска, беспокойство». Он постоянно утверждал идею трагичности и хрупкости человека и одновременно говорил о его достоинстве, которое состоит в акте мышления: человек - «мыслящий тростник», «в пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее». Сосредоточенность Паскаля на философско-антропологической проблематике предвосхищает осмысление христианской традиции у Кьеркегора и Достоевского. Сочинение Паскаля «Мысли» принадлежит к лучшим произведениям французской литературы. Недаром они переводились на многие языки мира, в том числе и на русский.