Становление теоретического мышления в истории науки.

Теоретическое мышление – это мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Появление философии теорий и систем в Древней Греции связано с утверждением теоретического мышления общего как для философии, так и для науки. Теоретическое мышление предполагает: 1) есть объективные факты (для философии – это реальный процесс философствования как идеальная компонента, сопровождающая процесс порождения «человека в человеке»); 2) есть субъективный мир, мир понятий, идеальных типов, в которых что-то существенное из этих реальных процессов теоретически отражается и фиксируется под определенным углом зрения; 3) субъективное и объективное никогда не совпадают, но именно только через особым образом устроенное субъективное видение, опирающееся на наличную систему теоретических понятий и принципов, можно выявить как существенное в объективном, так и тенденции его изменения и развития.

Различение теоретического мышления и практического мышления имеет давнюю традицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, и мысль, направляющую поведение, созидание, творчество. Интерес теоретического мышления не сводится, т.о., к вопросу «Что я могу знать?», но включает также вопрос «Что я должен делать?» в той мере, в какой ответом на него не является конкретное действие.

Иначе разграничивал теоретическое мышление и практическое мышление И.Кант, согласно которому разум, выступая в своих практических функциях (как «практический разум»), дает человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, делающие его независимым в своем поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования. Практический разум имеет дело с проблемами этики и включает «все, что возможно посредством свободы или благодаря ей». Кант утверждал главенство практического разума над теоретическим. Противопоставление «теоретического» вопроса об устройстве мира и «практического» вопроса о направлении человеческой деятельности послужило одной из предпосылок характерного для начала 20 в. неоправданно резкого противопоставления «есть» и «должен», «теоретического» и «практического» знания и исключения этики, теории права и др. наук, имеющих дело с долженствованием, из сферы теоретического мышления.

В последние десятилетия 20 в. кантовская традиция в истолковании теоретического мышления отходит на задний план, уступая место аристотелевской традиции, включающей рассуждения о моральном и ином долге в компетенцию теоретического мышления.