Жизненный цикл туристской дестинации: сущность и особенности отдельных этапов.

Тур.дест-я это регион имеющий геогр-ие (адм-терр.границы), обладающие опред-ой привлекат-ю для опред-х видов тур-ов.

3 вида ЖЦ: короткий (1 г.), средний (протекают в теч-ии.неск.лет.связаны с эк-ми, природ-ми усл-ми) и длинный.

Длинный вкл. неск.этапов:

1.исследование (туристы сами организуют свой отдых, при этом вступая в непосредственный контакт с местными жителями).

2.вовлечение (народ постепенно начинает ехать; жители начинают организовывать новые удобства; власти нач-ют развивать инфраструк-ру).

3. развитие (начин-ся гос.регул-ие и план-ие данного региона; увелич-е числа посетителей)

4.укрепление ()

5.стагнация (числ-ть тур-ов стабильна; дест-ия нач-ет жить за счет повторяющихся приездов).

6.упадок или восстановление

Причины упадка:

- дест-ия потеряла первонач-ую привлекат-ть; на рынок выходят новые дест-ии. Выход: разраб-ка нов.программы по развитию курорта на ур-ни правит-ва (восстановление архитектуры, постройка нов.отелей, развлечения).

Дестинация представляется средоточием ср-в и служб, предназ.для удовлетворения потребностей туристов. В большинстве своем Дестинации представляют собой совокупность следующих компонентов, которые могут быть охарактеризованы как четыре А:

Attractions – достопримечательности

Access – доступность (местный транспорт)

Amenities – удобства (средства размещения, питания и развлечения,

торговые и другие услуги)

Ancillery services – вспомогательные службы (dmo – destination

marketing\management organization, cbv – convention and visitor bureau)

Развитие туризма тесно связано с эволюцией дестинации, этапы которой можно представить в виде графика жизненного цикла туристской зоны. Он показывает, что дестинации проходят те же стадии эволюции, что и туристский продукт (для которого уровень продаж возрастает по мере прохождения его через стадии выпуска на рынок, развития, зрелости и спада), просто количество туристов заменяет объем продаж.

Некоторые авторы указывают три стадии жизненного цикла:- открытие - местное признание - институализация.

Очевидно, что форма графика будет варьироваться. Для каждой дестинации она зависит от таких факторов, как темп развития, доступ, гос.политика, тенденции развития рынка и конкурирующие дестинации – каждый из них может ускорить или замедлить развитие дестинации на различных стадиях. Динамика жизненного цикла позволяет наглядно проследить эволюцию дестинаций и их рынков. Форма кривой на графике варьируется в зависимости от факторов предложения, таких как инвестиции, пропускная способность, воздействие туризма на дестинацию и планируемая отдача. Другими словами, тур. дестинации находятся в постоянном динамичном развитии.

Жизненный цикл туристкой зоны:

1. Разведка. Красота нетронутой природы или культура дестинации привлекают небольшое количество туристов. Их количество невелико из-за трудного доступа или недостатка удобств. На этой стадии привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма и уровень контакта с местным населением довольно высок.

2. Развертывание. На этой стадии местные власти начинают предпринимать меры по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации. Это приводит к устойчивому росту числа туристов. Формируется туристский сезон и рынок, а перед государственным сектором ставится задача по обеспечению инфраструктуры.

3. Развитие. Прибывает большое количество туристов. В пик сезона их число достигает или даже превосходит число местных жителей. Контроль над дестинацией из рук местных властей переходит к туристским компаниям , создающимся для обеспечения необходимых средств обслуживания, способных изменить облик Дестинации. Однако, рост популярности Дестинации и числа туристов может привести к перегрузке и износу средств обслуживания. Становятся необходимыми региональное и национальное планирование и управление, отчасти для решения текущих проблем, а в основном для выхода на международные туристские рынки, поскольку туристы нуждаются в централизованной организации их путешествий.

4. Утверждение. Темп прироста туристов начинает снижаться, хотя общее их число еще растет и превышает количество постоянных жителей. Дестинация уже полностью оснащена всеми необходимыми предприятиями общественного питания и системой гостиниц, сформировался район туристского отдыха.

5. Стагнация. Количество приезжающих туристов достигло максимума и дестинация уже более не является модной. Она существует за счет постоянных клиентов и делового туризма, использующего ее разветвленную систему средств обслуживания, и требуются значительные усилия для поддержания числа туристов. У дестинации появились экологические, социальные и экономические проблемы. Типичным образцом этой стадии эволюции является Коста Брава (Испания).6. Упадок. На этой стадии дестинация уже не составляет конкуренцию молодым курортам, туристы потеряны и дестинация становится зависимой от местных туристских рынков, занимается однодневными турами и поездками на уик-энд. Имущество дестинации меняет владельцев и обслуживающие средства, например, гостиницы, переоборудуются для других целей. Однако, власти могут вовремя заметить вступление в эту стадию и принять решение о возрождении курорта.

7. Возрождение. Принимается решение о переориентировании дестинации на новое использование, новые рынки и каналы сбыта. Изменяются средства привлечения туристов, н-р, открывают казино (Атлантик Сити, США). Аналогичным образом

некоторые дестинации извлекают выгоду из ранее неиспользовавшихся природных ресурсов (н-р, занятие зимними видами спорта для продления сезона). Такое развитие средств обслуживания часто подталкивает совместные частно-государственные предприятия к поиску новых рынков и вложению средств в дестинацию для ее возрождения.