Принципы всеобщего управления качеством и их практическая реализация в деятельности предприятий сферы услуг.
Всеобщее управление качеством (TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.
ЭЛЕМЕНТЫ TQM:
-личное участие руководителей в осуществлении программы изменений
-участие в программе каждого сотрудника компании
-создание групп сотрудников, которые без постоянного контроля будут работать над повышением качества продукции и снижением расходов
-поиск данных для установления ошибок и определения их причин
-разработка стандартных методов решения проблемы и следование им
-образование и тренинги по контролю над качеством
-изменение культуры организации: качество центральное место в компании
ПРИНЦИПЫ ТQМ
1. Ориентация организации на потребителя
2. Роль руководства
3. Вовлечение сотрудников
4. Процессный подход
5. Системный подход к управлению
6. Постоянное совершенствование
7. Принятие решений, основанное на фактах
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ TQM
-Увеличение прибыли
-Экономическая устойчивость и рациональное использование ресурсов
-Улучшение имиджа и репутации
-^ качества управленческих решений
- Внедрение новейших достижений
-Увеличение производительности труда
- ^ качества и конкурентоспособности продукции
- ^ степени удовлетворенности клиентов
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ TQM
- Сопротивление персонала нововведениям
-Не понимание взаимосвязи качества с эффективностью деятельности организации
-Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию
- Придание совершенствованию качества статуса статистического мероприятия
Стандарт ИСО 9000 включает основные принципы политики руководства и обеспечения качества. Он объясняет правила использования трех моделей из ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, а также взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт содержит новое понятие соответствия системы качества и продукции поставщика (изготовителя) установленным требованиям МС ИСО 9000. "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
Процессный подход стандартов ИСО: процесс - это любая деятельность орг-ии, кот-ая преобразует входы-выходы. Процессы на предприятии неравнозначны, принято выделять след разновидности:
1. Основные процессы, связанные с осн. производством.
2. Вспомогательные процессы, носят обслуживающий характер и создают условия для протекания основных процессов;
3. процессы управления (планирования, учет, формирование отчетности)
Выделяют:
1 – индивидуальные процессы, кот-ые осуществляют отдельный работник;
2 – функциональные процессы, пртекающие в рамках подразделения (отдел продаж)
3 – горизонтальные процессы, кот связывают все подразделения орг-ии.
Обязательным условием стандартов явл. Описание процессов, т.е. представление в установленной форме его параметров входа, выхода, этапы процесса, участники процесса, собственник процесса.