Сегментация туристского рынка: сущность и критерии.

Сегментация тур.спроса- деятельность по классиф. потенциальных потребителей в соотв.с качественными и количественными особенностями их спроса. Главная цель сегм-ции – обеспечить адресность тур.продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Сегментация является ср-вом выбора наиболее перспективного целевого рынка, позволяет удовл. потребности клиентов, выбрать оптимальную марк. стратегию, установить цели, повысить уровень принимаемых решений, конкурентоспособность, оптимизирует маркетинговые затраты, позволяет уклониться от конкурентной борьбы. Критерии (Признаки сегментации) – способ выделения сегмента на рынке. В настоящее время нет единых системы критериев и метода сегментации тур. рынка. Наиболее распрост-ые:

А) Географические – Целесообразно рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. М. рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо истор., полит., этнич, или

рел., общность.

Б) Демографические – (пол потребителей, их возраст, количество членов семьи) достаточно применяемые, так как характеристики доступны, устойчивы во времени, взаимосвяь между ними и спросом. По возрастному признаку можно выделить след. сегменты:

1) дети (до 14 лет), путеш. со своими родителями и отдельно,

2) молодежь (15-24 года),

3) относительно

молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешеств. в основном семьями,

4) экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путеш.в основном без детей,

5) туристы «третьего» возраста (60 лет и старше).

В) Социально-экономические – предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности со. и проф.принадлежности, образования, уровня дохода.

Г) Психографические – объединяет целый комплекс хар-к потребителей. В целом он выражается понятием «образ жизни»- увлечения, поступки, интересы, мнения.

В) Поведенческие – связ. и во многом опред. психографическими.

В основе их исп. лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести тур.продукт, чувствительность к обслуживанию, сезонность, длительность поездки и др. К числу наиболее распространенных относится сегментация туристского рынка по побудительным мотивам клиентов, которые определяются целями путешествий. ВТО определяет следующие основные цели путешествий: А) досуг, рекреация, отдых

Б) посещение знакомых и родственников

В) деловые и профессиональные цели

Г) лечение

Д) религия, паломничество и пр.

Сегментация по признаку «длительность поездки» имеет большое значение для туристских предприятий. Приведенные единичные признаки сегментации не являются исчерпывающими. Сегментация тур. рынка имеет тенденцию к бесконечности, а рассмотренные признаки (критерии) создают основу для первичной сегментации. Задача маркетинга состоит в том, чтобы подобрать для конкретного предприятия их комбинацию, позволяющую максимально точно установить какой сегмент рынка в наибольшей степени отвечает целям и возможностям фирмы.