Основы теории мотивации и особенности ее применения на предприятиях туризма.

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека.

Тур.мотивация м.б. определена как побуждения чел-ка, направленные на удовлетворение рекреационных потреб-ей, в завис-ти от его индивид-х физиол-их и псих-их особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.

Мотивация выбора тур.пут-ия (время, продолж-ть, направл-е, вид, затраты, харак-р деят-ти) – важнейшая харак-ка, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.

Тур.мот-ия это та необх-ая база, на кот-ой должна строится эф-ая сис-ма планир-ия, разработки и реализации тур.продукта.

Мотивов, кот. руководствуется турист, много. Это такие как:

- цели путеш-ия (явл-ся основой первонач-го отличия тур.мотивов.) Цели: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт; лечение; паломничество; деловые и гостевые цели.

- виды отдыха (позволяют составить условную классиф-ю тур.мотиваций при выборе путеш-й): забота о здоровье; занятием спортом; обучение; возм-ть самовыражения и самоутверждения; решение дел.проблеми т.д.

- специф-ие интересы разл-х тур.групп позволяют выделить 4 категории тур.мотивов, эл-ты кот-х опред-ют выбор туриста: природные и климат-ие мотивы; кул-ые мотивы; экономические м.; псих-ие м.

Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использ-ие тур.мотивов, влияющих на выбор конкретного тур. Продукта и принятие решения о путеш-ии, могут стать залогом успешного функционирования тур.пред-ия, продвижения и популяризации тур.направления. Выявив мотивы, можно выработать эффек-ые приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.

В общем представ-ии туризм – это удовол-е, активный или пасс-ый отдых, досуг и развлечение. Однако каждый чел-к предст-ет себе туризм достат-но индив-но- в завис-ти от возраста, образ-ия, жизненного опыта, сем.полож-я, дохода. Сущ-ет ряд фак-ов, оказыв-их влияние на тур.мотивы:

1) возраст. Мотивация выбора пут-ия в знач-ой степени зависит от возраста и самостоят-ти в принятии реш-я или возм-ти влиять на его выбор.

2) образование. Этот фак-р инициирует позывы увидеть непосред-но явления, достоприм-ти, культурно-зрелищные события.

3) соц.принадлежность. Оказывает сущ-ое влияние на мотивацию выбора отдыха. Соц.группы: рабочие и служащие; учащиеся и студенты; пенсионеры; фермеры и раб-ки подсобных хоз-в.

4) менталитет. Опред-ся в основном воздействием общества, в кот. чел-к проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от ур-ня образ-ия и занимаемого в обществе положения.

5) конфессия. Влияние этого ф-ра проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлек-ые программы (варьете, стриптиз-шоу, казино). Совершают туры, кот. отвечают их убеждениям и удовл-ют их познав-ые идух-ые инт-сы.

6) доход. Играет сущест-ую роль. Турист выбирает ур-нь тур.обслуж-ия и вид путеш-ия исходя из их стоим-ти и своих матер-ых возм-тей.

7) сем.полож-е.

8) работа.Её вид, хар-р влияет на формир-ие мотивов выбора путеш-я, т.к. именно на работе чел-к проводит бол.часть врем., подвержен сильному влиянию вида труд.деят-ти (умст-й или физ-ой) и труд-го коллектива.

9) отпуск. Его наличие, продолж-ть влияют на мотив-ю пут-ия и выбор тур.продукта. Отсутствие отпуска лишает чел-ка возм-ти совершать длит-ные туры, оставляя ему лишь маршруты вых.дня.

10) здоровье

11) сезонность

12) числ-ть тур.групп

13) активность

14) геогр.направлениет

Т.обр., тур.мотивы как сущ-ый эл-т спроса явл-ся объектом целого ряда влияний, кот. м.б. не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора тур.продукта и услуг.