Инфраструктура туризма: особенности ее формирования и функционирования.

Тур. индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, ср-в транспорта, объектов обществ.питания, объектов и ср-в развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назнач., орг-ций, осущ. туроператорскую и турагентскую деятельность, а также орг-ций, предоставл.экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

1)Предприятия, предост. услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги, родители; пансионаты, частные квартиры и дома; тур.базы, дома отдыха, приюты; другие ср-ва размещения.

2)Предприятия питания: рестораны, столовые; кафе, бары; фабрики-кухни и др.

3)Транспортное обслуж.: автопредприятия; авиационные пред-ия; железнодорожные ведомства; пред-ия морского и речного транспорта и др.

4)Турфирмы по разработке и реализ. турпродукта: тур. бюро; экскурсионные бюро; тур.аг-ва; бюро реализации путевок.

5)Рекламно-инф. тур. учреждения: рекламные аг-ва; рекламные бюро; информационные агентства.

6)Производственные тур. предприятия: фабрики по производству туристской и гостиничной мебели; предприятия по производству туристского снаряжения; фабрики тур.сувениров и др.

7)Предприятия торговли: магазины по реализ. Тур.снаряжения; магазины по реализации тур.сувениров; пункты проката.

8)Предприятия сферы досуга в туризме: киноконцертные залы; клубы по интересам; залы игровых автоматов и др.

9)Учреждения самодеятельного туризма: тур. клубы; альпинистские клубы; тур. велосипедные клубы; клубы водного самодеятельного туризма и др.

10)Органы упр-я туризмом: комитеты и департаменты туризма; общественные тур. организации и объединения.

11)Учебные тур.заведения: высшие и средние спец.тур. заведения; институты повышения квалификации и переподготовки; учебные курсовые комбинаты.

12)Научные и проектные учреждения: научно-исследовательские тур.институты и лаборатории; институты по проектированию тур. предприятий; исследовательские туристские полигоны.

Это далеко не полный перечень, потому что тур.индустрию формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского и других видов транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли, предприятия по произ-ву товаров народного потребления и т.д. В целях конкретизации предприятий, относящихся к тур. индустрии, их стали условно подразделять следующим образом: предприятия, имеющие прямое отношение к туризму (турфирмы, экскурс.е бюро, ср-ва размещения); предприятия, имеющие косвенное отношение к туризму (транспорт, питание, торговля, страхование и т.д.). Развитие тур.индустрии зависит от множества факторов: наличия туристско-рекреационных ресурсов; наличия развитой инфраструктуры региона; наличия квалифицированных кадров; государственной поддержки туризма; демографических и социальных факторов; факторов риска; политических и экономических факторов; научно-технического прогресса, традиций и др. К динамичным факторам относятся: политические; социально-демографические; финансово-экономические; материально-технические.

От политической обстановки в стране зависят, по существу, все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, безработица, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т.п. – это следствия политики государства. Социально-демографические факторы характеризуют такие показатели, как возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей, бездетных пар, возрастные тенденции к вступлению в брак, пенсионный возраст, уровень образования, культуры, эстетические требования населения, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизацию и т.д. К финансово-экономическим факторам относят: экономическую ситуацию в стране, финансовую стабильность, уровень доходов населения, долю средств, выделяемых обществом на туристские расходы, цены на товары и т.п. Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности базы туристской индустрии: средств размещения, питания, транспорта, рекреационной сферы, торговли и т.д. В качестве важнейших факторов, обуслав. развитие туризма за рубежом, можно выделить следующие: поддержка гос. органов; рост общественного богатства и доходов населения; сокращение рабочего времени; развитие транспорта и ср-в коммуникации; урбанизация; приоритеты в системе духовных ценностей общества.