Модели анализа и понимания культуры.
1. Модель Хофстеда: Символы + Герои + Ритуалы = Обычаи - видимая часть культуры
Символы
Ценности (в центре)
Символы: язык, одежда, прически и др. Символы со временем появляются и исчезают и могут экспортироваться в другие страны (например, французский багет).
Герои – это реальные или воображаемые живые или умершие люди, обладающие качествами, к-рые высоко ценятся в данной культуре. Герои часто являются образцами для подражания для представителей опр. культуры.
Ритуалы – групповые д-я, в вып-ии к-рых нет технической необх-ти для достижения опр. цели, но при этом считающиеся социально необх-ми в данной культуре (манера приветствовать людей).
Ценности – то, что явл-ся: Хор. и плохим; Чистым и грязным; Красивым и уродливым; Норм. и ненорм.; Разумным и безумным; Рац-м и иррац-м
2. Модель Гуллеструпа им-т 2 измер-я:
Горизонтальное измерение - все культуры призваны удовл-ть одни и те же базовые потребности. Примеры – наше отношение к природе, способы общежития и распространения знаний и т.д.
Вертикальное измерение – различные слои культуры
1) Наиболее очевидный - продукция, как мы едим, какие песни поем
2) Неочевидные структуры - Писаные и неписаные правила, поведение и отношение друг к другу …
3) Мораль и правила, которые должны соблюдаться
4) Частично легитимизирующие ценности - Что такое хорошо и что такое плохо
5) Общепринятые высшие ценности - табу, честь, юмор, ирония…
6) Общее мировоззрение
3. Модель Холла, пар-ры ср-я:
а) низко- и высоконтекстные К
б) моно- и полихронные
4. Модель Гестеланда, пар-ры ср-я
а) моно- и полихронные
б) ориентация на бизнес или взаимоотн-я
в) формальные и неформальные К
г) экспрессивные и сдержанные