Теоретические основы интеркультурных взаимоотношений в туризме. Подходы к определению культуры.
Культура - Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века. В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота.
"Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
"Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.
"Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект
Объект — философ, категория, выражающая то, что противоречит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Культура включает-процесс, результат, деятельность, отношения, способ, норма, система.
Существует 2 подхода изучения: обыденный, научный
Определения делятся:
1. описательные определения
- описывают все понятия и охватывают понятие культура.
2. Исторические определения
- возникла путем развития истории и предаются из поколения в поколение
3. Нормативные
- направлены на идею образа жизни
- ориентированы на ценности и идеалы
4. Психологические
- адаптация , формирование привычек
5. Структурные определения
6.Генетические опред.( с позиции происхождения)
Функции культуры
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.
Параметры сравнения
1.Несколько сотен национальных и региональных культур мира могут быть приблизительно разделены на три типа.
♦ Моноактивные — культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности, заниматься только одним делом в данный момент. Немцы и щвейцарцы принадлежат к этой группе.
♦ Полиактивные — подвижные, общительные народы, привыкшие делать много дел сразу, планирующие очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент. Сюда относятся такие народы, как итальянцы, латиноамериканцы и арабы.
♦ Реактивные — культуры, придающие наибольшее значение вежливости и уважению, предпочитающие молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны. Представители этой категории — китайцы, японцы и финны.
2. Использование времени
моноактивные- линейно
Полиактивные-несколько дел одновременно.3.Знание соц.контекста:-высококонтекстуальные,-низкоконтекстуальные.