Типы пусковых систем авиационных ГТД.
Запуск двигателя представляет собой неустановившийся режим работы ГТД, характеризуемый процессом раскрутки его ротора от неподвижного состояния или режима вращения авторотации до выхода двигателя на режим малого газа (минимальный установившийся режим работы двигателя). Запуск осуществляется комплексом устройств и систем, составляющих пусковую систему ГТД.
Пусковая система ГТД должна обеспечивать следующие основные качества запуска.
1. Надежность запуска на земле и в полете
2. Безопасность,
3. Автоматизацию,
4. Автономность,
5. Минимальные массы и габариты пускового устройства и других элементов системы,
6. Возможность простого и эффективного регулирования параметров запуска на различных этапах в процессе наземного технического обслуживания.
Пусковая система ГТД в общем случае включает:
- систему предварительной раскрутки ротора двигателя, состоящую из ПУ и механизмов соединения ротора ПУ с ротором ГТД;
- источник энергии, обеспечивающий питание ПУ;
- пусковую топливную систему, обеспечивающую подачу, топлива в пусковые воспламенители (или рабочие форсунки) камеры сгорания;
-систему зажигания пусковой топливно-воздушнои смеси в пусковых воспламенителях (или непосредственно в камере сгорания);
- систему управления процессом запуска;
- ряд элементов основной топливной системы, обеспечивающих дозировку подачи топлива в процессе запуска (автомат запуска, рабочие форсунки и др.).
ПУ представляет собой специальное устройство, предназначенное для принудительной раскрутки ротора ГТД в процессе запуска. Типы ПУ чрезвычайно разнообразны и делятся на электрические и механические. Первые представляют собой электродвигатели инерционного типа, электростартеры (ЭСТ) прямого действия, а также стартер-генераторы (СТГ). Инерционные ПУ применяют в поршневых двигателях, где момент сопротивления вращению весьма велик. В ГТД используют в основном СТГ. ЭСТ прямого действия применяют на малоразмерных ГТД и ВСУ.
Рис.2. Классификация пусковых устройств