Назначение и типы механических передач в электроприводах ЛА.
Устройство, служащее для передачи момента и частоты вращения от электродвигателя к нагрузке, будем называть передачей.
Передачи разделяются на механические, гидравлические и пневматические.
Наибольшее распространение в авиационном электроприводе получили механические передачи (будем говорить о них).
Простейшая механическая передача присутствует в электроприводе при непосредственной связи электропривода с нагрузкой. В этом случае она состоит всего лишь из одного элемента – муфты сцепления. Подобная передача используется, например, в топливных насосах, вентиляторах, электромашинных преобразователях рода тока и напряжения.
В большинстве случаев в состав механической передачи входит большее число устройств (звеньев механической передачи).
Наиболее распространенные элементы, входящие в состав механических передач:
1) Редукторы
2) Муфты
3) Преобразователи движения.
Редукторы.
Предназначен для уменьшения угловой скорости выходного вала и тем самым, увеличения момента вращения выходного устройства по сравнению со скоростью и моментом входного вала.
Большинство исполнительных механизмов ЛА требуют привода с небольшой частотой вращения, доходящей до нескольких оборотов в минуту, а в ряде случаев исполнительные механизмы должны только поворачиваться лишь на некоторый угол. А вот авиационные двигатели с целью уменьшения массы и габаритов выполняются с высокой номинальной скоростью вращения.
Потери и КПД
Основные составляющие:
1) Потери на трение в зубцах колес и подшипниках.
2) Вентиляционными потерями от вращения колес в воздушной или масляной среде.
Потери мощности учитываются коэффициентом полезного действия. КПД - есть отношение полезной мощности, снимаемой с ведомого вала редуктора Р2, к мощности, подводимой к ведущему валу Р1
Муфтами называют устройства, соединяющие валы совместно работающих агрегатов и передающие вращающий момент.
Основные задачи, выполняемые муфтами:
1) Соединение (сцепление) валов.
2) Передача вращающего момента на рабочий орган механизма.
3) Ограничение передаваемого момента максимальным значением (функция предохранителя от механических перегрузок).
Цель: предотвратить чрезмерные напряжения в отдельных звеньях системы передач, элементах конструкции исполнительного механизма и перегрузки электродвигателя при случайных повреждениях элементов передачи за счет разъединения ведущего и ведомого валов.
4) Торможение ведомой части при отключении двигателя (сокращение выбега).
Механические преобразователи движения.
Предназначены для преобразования одного вида движения в другое. Наиболее распространены механические передачи с преобразованием вращательного движения в поступательное, а среди них - винтовые передачи (винтовые пары). Основными элементами винтовой пары являются винт и стакан с винтовыми канавками на внутренней стенке. Винт пары с валом электродвигателя связан, как правило, через редуктор.