Мастерство педагогического взаимодействия.
Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют «навечно вызванным к доске». Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения:
– ………………………………………;
– ……………………………………….;
– ……………………………………….;
– ……………………………………..;
– ………………………………;
– ………………………………..;
– .....
Современная педагогика выделяет три основных стиля педагогического общения:
– Авторитарный: общение-……………., общение-……………...
– Демократический, построенный на основе ……………………
………………………., предполагающий диалогичность, дружеское расположение к воспитаннику.
– Либеральный или анархический: общение-…………………., общение-……………………………….
Продуктивным считается лишь демократический стиль общения. Однако в педагогике искусства, в силу специфики психологических отношений в творческом коллективе педагог-руководитель не может избежать элементов авторитаризма в общении. А иногда он вынужден идти и на либерализацию своих отношений с воспитанниками.
Важным условием продуктивности педагогического взаимодействия является педагогический такт (от латинского tactus – прикосновение, ощущение). Тактом называют чувство меры, подсказывающее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. Блестяще сформулировал это требование А.С.Пушкин: «Истинный вкус видим мы не в отвержении или принятии того-то и того-то, но в чувстве соразмерного и сообразного».
К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Современные представления о мастерстве педагогического взаимодействия отражают ведущие идеи педагогики сотрудничества:
– Единство целей ……………….. и …………………………….
– Личностный подход: уважение и понимание особенностей личности ученика.
– Индивидуальный подход: понимание и использование био-генетических особенностей ученика.
– Опора на продуктивную …………………………учения.
– Использование современных методов преподавания.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.
2. Почему в педагогической науке ХХ в. возникло новое понятие – педагогическое мастерство? На примере личности своего любимого педагога раскройте основные характеристики понятия «педагогическое мастерство».
3. Прокомментируйте структуру понятия «педагогическое мастерство»; объясните происхождение важнейших характеристик педагога-мастера.
4. На примере деятельности преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла рассмотрите структуру педагогической деятельности.
5. Приведите примеры реализации различных функций педагогического общения, используя свой опыт ученика.
6. Приведите примеры различных стилей педагогического общения в учебно-творческих коллективах.
7. Представьте, что вы руководите творческим коллективом школьников. Как вы будете реализовать в своей деятельности идеи педагогики сотрудничества?