Историческая динамика целей воспитания.
Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.
ЭПОХА | ЦЕЛЬ | СРЕДСТВА |
Первобытное общество | «Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры») | |
Античность | В Спарте – воспитание воина-захватчика. | Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров |
В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека | Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания .......... ............................................... | |
Средневековье | Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на ......................................... | Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования |
Возрождение | Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: ............ ..................................... ......................................... | Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования. |
Просвещение | Воспитание ................................, ставящего общественные интересы выше личных | Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности. |
Индустриаль-ная революция | Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания Образование женщин | Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства |
Социальная эволюция постиндустри-ального общества | Поиски модели саморазвивающегося общества и гармоничной личности в нем | Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса. Разнообразие форм и средств получения образова-ния. Болонский процесс и мас-совизация высшего образования |
Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспи-тания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:
–
–
–
Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:
- Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.
В XXI столетии многие педагоги заговорили о необходимости воспитания счастливого человека.
Что, по вашему мнению, способствует, а что мешает реализации этой цели в современном обществе? Какова роль искусства в достижении указанной цели? |
Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.
1. Связь.................................................................................................: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.
2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на.............................................: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им». (Л.С.Выготский).
3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит ........................
..........................................................................................................
4. Взаимосвязь деятельности.....................................................; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.
5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в ...................................педагогическом процессе.