Маркетинг – микс. Сущность и его элементы в туризме
Marketing Mix — концепция была опубликована в статье 'The Concept of the Marketing Mix', автор Neil H. Borden 1965 год. Базовые элементы "4P" это: PRODUUCT — ПРОДУКТ, PRICE — ЦЕНА, PLACE — МЕСТО (место продажи или канал сбыта), PROMOTION — ПРОДВИЖЕНИЕ. Кроме того, используются также и концепция "4С", в которой основной упор делается не столько на продукт и его производство, склько на самого потребителя и получаемые им выгоды: CONSUMER — ПОТРЕБИТЕЛЬ, CONVINIENCE — УДОБСТВО, COST — СТОИМОСТЬ , COMMUNICATION — КОММУНИКАЦИИ.
Кроме того, используются также и альтернативная концепция "3С", COMPANY — КОМПАНИЯ , COMPETITORS — КОНКУРЕНТЫ, CLIENT — КЛИЕНТЫ.
PRODUCT. Каждый продукт рождается и умирает. Жизненный цикл товара накладывает свои ограничения на маркетинговую политику компании. Сначала идет стадия разработки, требующая зачастую максимальных инвестиций, Далее — процесс вывода на рынок, роста и поиска своих клиентов, тоже все еще затратный, но прибыль уже начинает поступать Следом идет фаза зрелости, когда товар может требовать незначительных реинвестиций в модернизацию, но эта фаза приносит наибольшую прибыль. Спад — в этот период товар перестает пользоваться спросом, потребители переключаются на др товары.
PRICE. Существует великое множество способов назначать цену на продукт.
Перечислим 4 основные стратегии: Premium Pricing — премиальная цена, как правило сверх высокая для своего сегмента. Назначается, когда товар уникален и отсутствют какие-либо конкурирующие предложения. Классический пример — туристические полеты в космос на российский сегмент станции "МИР". Penetration Pricing — цена проникновения, как правило сильно заниженная. Как известно, цена — самый могучий рычаг продвижения товара. "Бесплатные входящие" звонки, применяемые Мегафоном на начальном этапе — пример такой политики, направленный на расширение сбыта и переключение потребителей с МТС и Билайна. Economy Pricing — "экономичная", низкая цена на простые и дешевые продукты. Результат максимальной экономии на всем — от производства до маркетинга. В супермаркетах эконом-класса это спички, дешевые макароны, супы и так далее Price Skimming — "цена снятия сливок". В условиях устойчивого конкурентного преимущества. К сожалению, такая политика, как правило, недолговечна, так как высокая цена имеет свойство привлекать конкурентов, а следующим этапом — цена неминуемо падает в условиях возрастающего конкурентного предложения. Вспомним производителей электроники в 70-80е (электронные часы, калькуляторы и т.д.).
Необходимо также упомянуть и другие альтернативные подходы, зачастую используемые в ценообразовании. Psychological Pricing — психологические цены, направлены на эмоциональное воздействие на потребителя. Например, 99 рублей вместо 100.
Product Line Pricing — ценообразование продуктовой линейки или комплекса услуг. Например, кмпьютерная материнская плата "базовая" 100 у.е., со встроенной видео-картой — 120 у.е, со встроенным модемом — 140 у.е. Optional Product Pricing — опциональное ценообразование. Направлено на создание дополнительной стоимости за особые опции. Например, некоторые авиакомпании продают места у окна дороже или берут дополнительную плату за то, чтобы компания из нескольких человек получила соседние места в одном ряду. Captive Product Pricing — навязываемое ценообразование. Это скорее выглядит как легкий шантаж. Например, вы можете купить дешевый цветной струйный принтер, но компания всегда получит с Вас свои деньги за непомерно дорогие чернила и картриджи. ;)
Product Bundle Pricing — продажа наборов. Вы получаете небольшую скидку за то, что берете несколько товаров вместе, а компания освобождает склад от залежалой продукции.
Promotional Pricing — цена продвижения. Специальная цена, используемая в промо-акциях. Кллассический пример — "купите один и получите второй в подарок".
Geographical Pricing — географическое ценообразование. Широко применялось в СССР, вспомните, "северные наценки" из-за возрастающих транспортных расходов.
PLACE. Под местом можно понимать конечную точку реализации, систему дистрибуции, отдельные каналы, посредников. Здесь подразумевается механизм, по которому движется товар или услуга от производителя к потребителю. Посредники. Оптовики, дистрибьторы Дилеры Розничная торговля. Internet
PROMOTION. Здесь используются все возможные инструменты коммуникации с потребителями.
Personal Selling — персональные продажи. Sales Promotion — акции продвижения . Public Relations — связи с общественностью . Direct Mail — почтовая рассылка (не путать со спамом) . Trade Fairs and Exhibitions — участие в выставках . Advertising — реклама . Sponsorship — спонсорские акции.