Договорные взаимоотношения между участниками туристской деятельности

Туристский продукт включает комплекс услуг по удовлетворению потребностей туристов (по ГОСТ 28681.01.90) по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионным услугам, услугам гидов-переводчиков и др. услугам, предоставляемым в зависимости от целей путешествия (ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», 2007). Основу деятельности туроператоров и турагентов по формированию турпродукта и его продвижению на рынке услуг составляют договорные отношения в туризме. Система договоров и взаимных обязательств, вытекающих из договоров, заключаемых между туристскими организациями, а также между туристским организациями и туристом. Договорные отношения регламентируются Гражданским кодексом РФ, федеральными и местными законами. Основной документ договорных отношений в туризме - договор - содержание которого согласуется на основе волеизлияния двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (Ст.420. ГК РФ). Виды договоров, используемые в туризме, - агентский; купли-продажи; аренды; найма жилого помещения; добровольного страхования; банковского вклада; перевозки; оказания туристских услуг и др. Договор (согласно ГК. РФ. Ст. 154) - соглашение, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению др. стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (туроператора). Договор возмездного оказания услуг по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ГК. РФ. Ст. 779). Заключается между туроператором (заказчиком) и предприятиями индустрии туризма и туристской инфраструктуры (исполнителями). В рамках туристских услуг осуществляется экскурсионное обслуживание, обеспечивается транспортное обслуживание, предоставляется питание и проживание. Договор генеральный – соглашение о принципах сотрудничества или взаимоотношений. Связывает между собой ведущие туристские, транспортные фирмы, гостиничные цепи, претендующие на эксклюзивный характер взаимоотношений и имеет долговременный характер ( не менее трех лет). Определяет цели и содержание туристского обмена. Договор комиссии – договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению др. стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ГК. РФ. Ст. 990). Договор купли-продажи по которому одна сторона - продавец - обязуется продать товар, услугу в собственность другой стороны, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить определенную денежную сумму. ГК РФ регулирует обязанности обеих сторон по выполнению условий заключенного договора. Договор международный - документ, регламентирующий характер международного сотрудничества, в с.т. в сфере туризма. Договор перевозки - транспортное обслуживание туристов (возмездное оказание услуг); заключается между туроператором и перевозчиком. (ГК РФ. Ст. 784). Договор поручения - договор, согласно которому одна сторона (поверенный-предприятие) за вознаграждение, обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя-туроператора) определенные юридические действия, в т.ч. связанные с оказанием туристских услуг. Договор предварительный (от лица туриста) в письменной форме на основании конкретного заказа по формированию туристского продукта. Договор розничной купли-продажи туристского продукта (основной договор), который туроператор (продавец) заключает с туристом (покупателем) о предстоящем туре как товаре определенной комплектности, который будет создан продавцом и передан туристу за определенную цену в конкретные сроки. При этом туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте. Содержание договора раскрывает конкретные условия, определяющие совокупность прав и обязанностей сторон, требования к порядку и срокам его реализации: условия о предмете договора; существенные условия; условия специальные, относительно которых должно быть достигнуто соглашение (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 2007); права туриста – требовать выполнения всех условий, включенных в договор, оказания всего перечня услуг, входящих в тур. Договор предполагает возмещение допущенного ущерба. Договор учредительный (соглашение учредителей о совместной деятельности по созданию предприятия); Договор франшизы (франчайзинговый) – передача прав и привилегий на сбыт товаров и услуг, охраняемых торговой маркой, либо производимых на основе технологий франшизодателя. Договор фрахтования (определяет сроки и условия найма морского или воздушного судна). Договор хозяйственный (основа хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных предприятий); это соглашение, заключаемое между тур-экскурсионным предприятием и организациями об установлении юридических прав и обязанностей в сфере их хозяйственной деятельности в целях организации хозяйственных связей. Правовые основы туристской деятельности также регламентируются выполнением целого ряда взаимных юридических, нормативных обязательств, связанных с квотированием (возвратных и безвозвратных), претензиями, сделками, соглашениями и др. В условиях рыночной модернизации экономики рекомендуется использование гражданско-правовых форм реализации туристского продукта. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта посвящена глава 4. Закона об основах туристкой деятельности. Этот раздел Закона включает правовые категории гражданского законодательства В статье 10. обозначены правовые основы реализации турпродукта, в форме договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ., в т.ч. законодательству в области защиты прав потребителя. Договор, согласно статье 420 Гражданского кодекса РФ – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор – это форма официальной сделки. Поэтому к нему применяются нормы Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ). О сделках, а также правил об определенном виде договора. Применительно к реализации туристского продукта таким видом договора является договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ), по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Деятельность по реализации туристского продукта имеет право осуществлять только коммерческая организация или частный предприниматель. Законом «О защите прав потребителей) предусмотрена обязанность изготовителя предоставлять потребителю информацию о себе (Ст.9.), об услугах (Ст.10). Содержание договора - это совокупность его условий, определяющих конкретные права и обязанности сторон, требования к порядку и срокам их осуществления. К существенным условиям договора Ст. 432 ГК. РФ относит: условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах; условия достижения двухстороннего соглашения. Закон об основах туристской деятельности, опираясь на Ст. 432 ГК РФ, называет 11 существенных условий договора ; информация о туроператоре или турагенте, сведения о туристе; достоверность информации; сроки начала и окончания путешествия; условия оказания услуг приема, размещения, питания и обслуживания; условия изменения или расторжения договора; порядок и сроки предъявления претензий; условия выполнения обязательств перед клиентами ( Ст. 401. ГК. РФ).