А). Оценка перспектив формирования нефтегазового кластера в Тюменском регионе
Для оценки перспектив формирования кластеров в том или ином регионе можно использовать методику оценки потенциала кластеризации отрасли, определяющей профиль региона.
Данная методика включает:
1). Количественный анализ конкурентной устойчивости, который проводится с помощью трех показателей: коэффициентов локализации; душевого производства; специализации региона.
Коэффициент локализации= удельный вес отрасли в регионе/ удельный вес отрасли в стране;
Коэффициент душевого производства= удельный вес отрасли региона в отрасли страны;
Коэффициент специализации = удельный вес отрасли региона в отрасли страны.
Если все значения коэффициентов > 1, то анализируемая отрасль выступает отраслью рыночной специализации региона, в которой существуют предпосылки для формирования кластера.
2). Качественный анализ наличия и состава условий для формирования кластера в регионе с использованием ромба М. Портера.
В качестве практического задания с использованием указанной методики проведите анализ нефтегазовой отрасли Тюменской области и оцените потенциал ее кластеризации
С этой целью, во- первых, используя статистические данные по нефтегазовой отрасли определите коэффициент локализации (по экспорту; прямым иностранным инвестициям; инвестициям в основной капитал); коэффициенты душевого производства и специализации. Причем, расчеты коэффициентов желательно сделать в динамике за последние 3-5 лет.
Во-вторых, для проведения качественного анализа проштудируйте материал Темы 2 « Особенности международной конкуренции» учебного пособия «Международный бизнес».
В- третьих, используя модифицированные модели «ромба М. Портера» ( Слайды 4, 7, 8 параграфа 2.1., Тема 2 настоящего издания) определите:
- факторы локальных конкурентных преимуществ, влияющих на формирование нефтегазового кластера в Тюменском регионе;
- основные направления влияния властных структур и бизнеса на формирование нефтегазового кластера.
В- четвертых, на основе проведенного количественного и качественного анализа подготовьте презентацию на тему: « Перспективы формирования нефтегазового кластера в Тюменском регионе»
Б).Интернет, конкурентоспособность страны и культура
Что требуется для процветания страны в эпоху Интернета? По мнению некоторых экспертов, для этого необходимы «сверхликвидные рынки с огромным объемом капитала, сеть компаний, действующих на базе венчурного капитала, университеты мирового уровня, культура, которой свойственно принятие рискованных решений, а также стремление к преобразованиям и большое количество специалистов в сфере высоких технологий».2 В то же время повсеместное использование сети Интернет угрожает нарушением многих принципов ведения бизнеса. Опираясь на изученный материал Темы 1 и 2 учебного пособия «Международный бизнес» читателю необходимо поразмышлять над условиями достижения успеха в эпоху Интернета, а также осмыслить в этом контексте элементы культуры, анализ которых приведен в кейсах Темы 1 настоящего издания. Для этого читатель должен найти ответы на следующие вопросы.
♦ В некоторых бизнес-культурах оплата труда зависит от стажа работы. Однако, например, в доткомах* реализуются программы поощрения служащих продажей акций. При этом складывается ситуация, когда младшие работники, часто обладающие большим объемом технических навыков по сравнению с более опытными работниками, получают меньшее вознаграждение за свой труд. Каким образом в таких культурах можно согласовать эти противоречивые нормы?
♦ Могут ли культуры, ориентированные на коллективный подход к ведению бизнеса и поддерживающие неторопливый стиль принятия решений на основании консенсуса, действовать достаточно быстро, чтобы успешно конкурировать в стремительно развивающейся среде электронной торговли?
♦ Некоторые культуры не приемлют неопределенности и риска. Как они могут обеспечить успех своего бизнеса в эпоху Интернета, для которого до настоящего времени был характерен высокий уровень неопределенности и риска?
♦ Для некоторых культур характерно ведение бизнеса с партнерами, с которыми сформированы долгосрочные взаимоотношения, основанные на доверии. Устарел ли такой подход в эпоху Интернета?