Вопросы к экзамену по философии для студентов лечебного факультета

1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Предмет философии. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

2. Задачи и функции философии. Основные разделы философии. Плюрализм философских учений.

3. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) философских школах Древней Индии.

4. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, моизм, даосизм, номинализм, легизм. Учение о человеке в древнекитайской философии.

5. Истоки древнегреческой философии. Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа. Гераклит как родоначальник диалектики. Атомизм Демокрита.

6. Гуманистическая направленность философии софистов. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа. Философские установки сократических школ (киники, киренаики, мегарики).

7. Теория идей Платона. Теория познания Платона. Учение Платона об идеальном государстве.

8. Учение Аристотеля о бытии. Учение о душе и этика Аристотеля. Социально-политические взгляды Аристотеля.

9. Философская мысль эллинистической эпохи: эпикуреизм стоицизм, скептицизм.

10. Теоцентризм средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума.

11. Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского. Средневековая философия в арабо-мусульманских странах.

12. Философия эпохи Возрождения. Гуманистический и антропологический характер культуры Возрождения. Социально-философские идеи гуманистов 16 века. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения и ее связь с философией.

13. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Философия Ф. Бэкона. Разработка Бэконом индуктивного метода познания. Проблема очищения интеллекта от заблуждений.

14. Дуализм Р. Декарта. Дедуктивный метод познания Декарта. Учение о врожденных идеях.

15. Номинализм и материализм Т. Гоббса. Пантеизм Б. Спинозы. Учение о субстанции. Этика Спинозы. Монадология Г. Лейбница. Учение о предустановленной гармонии и теория познания Лейбница.

16. Разработка гносеологических доктрин в английской философии 18 века. Сенсуалистическая теория Д. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

17. Социально-политические и идейные предпосылки идеологии Просвещения. Учение Гоббса об обществе и государстве. Социально-философские идеи Дж. Локка.

18. Социальная философия французского Просвещения. Географический детерминизм Ш.-Л. Монтескье. Философия истории Ф.-М. Вольтера. Философское значение трактатов Ж.-Ж. Руссо об обществе, культуре и воспитании. Французский материализм 18 века.

19. Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансценден­тальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта.

20. Морально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта.

21. Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Наукоучение как теоретическая философия. Этико-социальная философия И.Г. Фихте. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм Ф.В.И. Шеллинга. Эстетика Ф.В.И. Шеллинга.

22. Философия Г. Гегеля. Тождество бытия и мышления («Феноменология духа»). Учение о логическом процессе («Наука логики»). Философия природы и диалектика Гегеля. Философия истории Г. Гегеля.

23. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии. Сенсуалистическая теория познания. Этические и социально-политические воззрения Л. Фейербаха.

24. Формирование философии марксизма. Проблема отчуждения. Историософские взгляды К.Маркса и разработка им материалистической диалектики. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

25. Основные принципы и направления неклассической философии. Позитивизм О. Конта. Программа преобразования науки в философию. Закон «трех стадий» О. Конта. Особенности эмпириокритицизма. Программа «очищения опыта» Р. Авенариуса. Теория «нейтральных элементов опыта» Э. Маха.

26. Синтез европейских философских идей в прагматизме (Ч. Пирс, В. Джемс, Дж. Дьюи). Неокантианство. Судьба кантовского наследия в марбургской (Г.Коген, П.Наторп) и баденской (В.Винделъбанд, Г.Риккерт) школах.

27. «Философия жизни» Ф. Ницше. Понятие «жизнь и «воля к власти». Иррационализм Ницше в теории познания. Представление о сверхчеловеке. Критика Ницше христианства. Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

28. Общая характеристика экзистенциализма. С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма. Критика им объективизма Гегеля. Христианско-экзистенциальная антропология С. Кьеркегора. Экзистенциальные идеи в творчестве К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассет и М. Хайдеггера.

29. Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю. Экзистенциальная диалектика Ж.-П. Сартра.

30. Философские представления Киевской Руси (XI-XIII вв.). Становление русской средневековой философии в XIV-XVII веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры.

31. Философские направления русской философии XVIII века: «философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).

32. Основная парадигма русской культуры и философии в творчестве П.Я. Чаадаева.

33. Славянофильство. Историческая концепция А. Хомякова и представление о целостности человека И. Киреевского. Западничество. Философские взгляды А.И. Герцена. Формирование материализма в русской философии (Н.Г. Чернышевский). Этика Н.Г. Чернышевского.

34. Мировоззрение русских писателей (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): проблема религии и веры, интерпретация христианской этики, проблема смысла жизни.

35. Философская система В.С. Соловьева. Концепция всеединства и идея Богочеловечества. Эволюция природы и общества. Софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.

36. Философия «русского космизма». Религиозный и естественнонаучный варианты космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова. Представление В.И. Вернадского о ноосфере. Учение К.Э. Циолковского о «разумных атомах».

37. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева: разработка проблемы свободы и творчества.

38. Категория бытия в философии и ее теоретико-методологическое и общекультурное значение. Основные формы бытия.

39. Историческое развитие представлений о материи. Философское значение основных открытий в физике конца XIX – начала XX века. Эволюция материи и уровни ее структурной организации. Свойства материи.

40. Материя и движение. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные типы движения. Понятие развития. Формы движения материи и современная наука.

41. Понятия пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Роль теории относительности А. Эйнштейна в становлении современных концепций пространства и времени. Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени.

42. Диалектика как искусство об универсальных связях и развитии мира. Историко-философская эволюция понимания диалектики. Категории диалектики. Единичное и общее. Явление и сущность. Диалектические закономерности.

43. Структурные связи. Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание. Элементы и структура. Понятие системы. Системные объекты. Принцип системности.

44. Детерминизм и индетерминизм. Связи детерминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность.

45. Закон диалектического синтеза. Развитие и прогресс. Понятие развития. Модели развития. Принцип историзма. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

46. Синергетика как общая теория самоорганизации. Предмет синергетики. Системность и самоорганизация как неотъемлемые свойства материи. Применение синергетического подхода для изучения живой и неживой природы.

47. Понятие энтропии, хаоса, бифуркации, диссипативных структур. Синергетический взгляд на развитие жизни человека. Особенности применения синергетического подхода в исследовании человека и социальных явлений и процессов.

48. Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направлений. Антропоцентрическая концепция основателя философской антропологии М. Шелера. Кризис общества и человека в 20 веке.

49. Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека. Основные инстинкты, влияющие на поведение человека. Пути преодоления человеческой агрессивности в концепции К. Лоренца.

50. Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга.

51. Человек и культура в концепции фрейдо-марксизма (В. Райх, Г. Маркузе). Роль бессознательного в формировании тоталитарного общества в концепции В. Райха. Неофрейдизм. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма. «Индивидуальная психология» А. Адлера.

52. Постановка проблемы сознания в истории философии. Структура и источники сознания. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Взаимосвязь биологического и социального.

53. Самосознание. Структура и формы самосознания. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. Язык как средство общения и познания.

54. Проблема познания в истории философской мысли. Структура знания. Чувственное познание и его элементы. Специфика чувственного познания общественного человека.

55. Единство чувственного и рационального. Понятие как основная форма рационального познания. Творчество и интуиция.

56. Концепции истины. Понятие истины. Аспекты истины. Проблема отграничения истины от заблуждения. Научная истина и нравственность.

57. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение.

58. Наука и вненаучные формы знания. Критерии научности. Социальные функции науки. Научная картина мира и ее структура. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний.

59. Взаимоотношение науки и техники. Научно-технический прогресс и его последствия. Гуманизация науки и техники.

60. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании.

61. Общенаучные методы эмпирического познания. Общенаучные методы теоретического познания. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Ценность в научном познании.

62. Предмет социальной философии. Функции социальной философии. Подходы к изучению общества.

63. Сферы жизни общества: духовная, материально-производственная, социальная, политическая. Общественный прогресс. Пути общественного развития.

64. Глобализация и будущее человечества. Особенности духовного кризиса на западе.

65. Зарождение социально-исторического сознания и представления о развитии общества в истории философии.

66. Материалистическое понимание истории. Теория общественно-экономической формации К.Маркса. Проблема соответствия марксовой концепции исторической реальности.

67. Цивилизационный подход к истории. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация. Концепция локальных культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

68. Теория социокультурной динамики П.Сорокина. Постиндустриальное (информационное) общество. Футурологический прогноз Э Тоффлера.

69. Технократические концепции общественного прогресса: теория индустриального общества У.Ростоу, теория нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта, теория постиндустриального общества Д.Белла.

70. Предмет религиоведения и философии религии. Определение религии. Типы определений. Сущностные характеристики религии. Детерминация религии.

71. Происхождение религии. Элементы и структура религии. Функции и роль религии.

72. Онтологический статус жизни. Постижение жизни в философии, биологии и медицине.