Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов

Центральным банком РФ (Банком России) предложены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов, в которых, в частности, анализируется развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2014 году, рассматриваются сценарии макроэкономического развития в 2015 - 2017 годах и инструменты денежно-кредитной политики.

В частности, Банком России рассмотрены три сценария развития российской экономики в период 2015 - 2017 годов (варианты I, II и III), формирующие различные условия проведения денежно-кредитной политики. В сценариях заложены различные предположения о развитии внешнеэкономической ситуации, в том числе с учетом возможных изменений параметров действия введенных в 2014 году обоюдных санкций, внешних финансовых условий, а также цен на мировых рынках энергоносителей, определяющих динамику условий торговли. В части внутренних факторов все варианты исходят из предпосылки об инерционном характере роста российской экономики в ближайшие три года. Вместе с тем предпосылки относительно принимаемых правительством мер в области налоговой политики различаются.

Вариант I, рассматриваемый в качестве базового, исходит из предпосылки о постепенном восстановлении мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть, а также разрешении геополитических проблем и снятии в течение 2015 года большей части введенных в 2014 году взаимных санкций. Данный вариант не предполагает повышения налоговой нагрузки на экономику.

Отличие варианта II от варианта I состоит в предположении об ухудшении геополитической обстановки, более длительном действии санкций, а также повышении налоговой нагрузки на экономику.

Вариант III предполагает наиболее негативные с точки зрения реализации денежно-кредитной политики внешние и внутренние условия, когда усугубление геополитических факторов сопровождается также стагнацией внешнего спроса и значительным ухудшением условий торговли.

Проектом предусматривается, что в 2015 - 2017 Банк России продолжит реализацию мер по увеличению потенциала рефинансирования в рамках операций РЕПО. Расширение Ломбардного списка будет происходить за счет включения в него новых выпусков ценных бумаг, соответствующих установленным требованиям. Наряду с этим меры Банка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его емкости. В частности, Банк России в рамках своей компетенции будет содействовать развитию механизмов секьюритизации, которое должно происходить при активном участии кредитных организаций.

Банк России продолжит проведение операций рефинансирования на сроки свыше 1 месяца под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Применение данных инструментов позволит поддерживать задолженность по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежного рынка. Кроме того, проведение операций рефинансирования на сроки свыше 1 месяца снизит воздействие структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.

Основным инструментом рефинансирования на нестандартные сроки останутся ежемесячные аукционы по предоставлению кредитов на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке. При необходимости Банк России может также проводить аналогичные операции на срок 12 месяцев. Максимальные объемы предоставления средств на кредитных аукционах будут устанавливаться таким образом, чтобы по возможности не допускать резких колебаний задолженности банков по данным операциям. В качестве вспомогательного инструмента Банк России будет применять операции постоянного действия на сроки от 2 до 549 дней под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Во взаимодействии с банковским сообществом Банк России продолжит совершенствовать процедуры проведения операций на длительные сроки.

Банк России планирует дополнить систему инструментов денежно-кредитной политики операциями своп с золотом с использованием металлических счетов на сроки от 1 до 7 дней на аукционной основе и на срок 1 день по фиксированной процентной ставке.

В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его функционирования Банк России не исключает возможности использования кредитов без обеспечения. Банк России будет применять данный инструмент, только если потенциал рефинансирования с помощью стандартных инструментов окажется исчерпанным. При возникновении потребности в необеспеченных операциях они будут носить нерегулярный характер и проводиться лишь до тех пор, пока банковский сектор не нарастит достаточный объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. В рамках базового варианта макроэкономического прогноза Банк России оценивает вероятность применения данного инструмента в предстоящий трехлетний период как минимальную.

Наряду с операциями рефинансирования и абсорбирования ликвидности важным элементом системы управления ставками денежного рынка являются обязательные резервные требования. В 2015 году Банк России планирует синхронизировать график периодов усреднения обязательных резервов с графиком проведения основных аукционных операций. Кроме того, Банк России продолжит постепенное повышение коэффициента усреднения обязательных резервов.

Банк России также введет новый механизм предоставления ликвидности ("линий ликвидности") для банков, которым будут установлены нормативы краткосрочной ликвидности в соответствии с требованиями Базеля III.

Банк России до конца 2014 года завершит переход к режиму плавающего валютного курса. После этого Банк России прекратит использование интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (операционного интервала) и откажется от проведения регулярных валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса национальной валюты.

 


39. Рефинансиров. Кредитных организаций

Под рефинансированием кредитных организаций понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей.В настоящее время Банк России использует два механизма рефинансирования (кредитования) банков:

■ кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, т. е. под обеспечение рыночными активами;

■ кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства кредитных организаций, т.е. под обеспечение нерыночными активами.

Независимо от используемого механизма кредитования кредитные организации могут получать в Банке России внутридневные кредиты и кредиты овернайт.Внутридневные кредиты - кредиты, предоставляемые кредитной организации путем осуществления платежа с ее корреспондентского счета в Банке России сверх остатка денежных средств на данном счете в пределах установленного лимита кредитования. Основное назначение внутридневных кредитов - обеспечивать бесперебойное функционирование платежной системы. Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций.Кредиты овернайт - кредиты, предоставляемые кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита по ставке овернайт Банка России.

При использовании первого механизма кредитования (под "рыночные активы") кредитные организации могут также пользоваться ломбардными кредитами.Ломбардные кредиты - кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Они могут предоставляться двумя способами: на аукционной основе и на фиксированных условиях.Ломбардные кредитные аукционы проводятся по расписанию:

■ на срок 14 календарных дней и 3 месяца - еженедельно, каждый вторник;

■ на срок 6 и 12 месяцев - ежемесячно, в первый вторник месяца.

Ломбардное кредитование на фиксированных условиях проводится Банком России в целях предоставления кредитным организациям возможности эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов. При этой форме кредитования денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1,7 и 30 календарных дней по фиксированной процентной ставке, которая сейчас установлена в размере 8,5% годовых.Для получения в Банке России внутридневных кредитов, кредитов овернайт или ломбардных кредитов на корреспондентские счета (субсчета), открытые в Банке России, кредитная организация должна заключить с Банком России Генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг.Объем предоставленных Банком России ломбардных кредитов за январь-сентябрь 2008 г. составил 56,7 млрд руб., кредитов "овернайт" - 149,5 млрд руб., а за январь - сентябрь 2009 г. - 218 млрд руб. и 234 млрд руб. соответственно. Существенно возрос объем внутридневных кредитов, предоставляемых Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы,- до 11,8 трлн. руб., что на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Обеспечением указанных кредитов являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России: основную долю (около 70%) составляли облигации Российской Федерации, остальная часть распределялась между корпоративными облигациями, облигациями международных финансовых организаций, облигациями Банка России (ОБР), облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями АИЖК.

 

 

Нормативы достаточности капитала и ликвидности коммерческих банков, другие обязательные нормативы как показатели эффективности денежно-кредитного регулирования и обеспечения устойчивости банковской системы.

В области регулировании рисков банковской деятельности с целью повышения стабильности банковского сектора и заинтересованности российских банков и поддержке приоритетных отраслей экономики следует повысить требования к российским банкам.

При этом ужесточение требований необходимо проводить по следующим направлениям:

· увеличение требований к величине собственных средств банков;

· ужесточение обязательных нормативов деятельности и их диверсификация в зависимости от вида банка;

· повышение требований к раскрытию банками информации по управлении рисками.

В рамках реализации международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержания необходимого уровня ликвидности предусматриваются:

· пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения «базового» (акционерного) капитала;

· установление требований к достаточности «базового» капитала;

· установление требований к формированию «буферов» капитала («буфера консервации» и «контрациклического буфера»), которые станут источником покрытия убытков банков в условиях стресса;

· введение в дополнение к риск-ориентированному показателю достаточности капитала показателя «леверидж», а также двух нормативов ликвидности, определяемых с учетом стресс-сценариев: показателя краткосрочной ликвидности и показателя чистого стабильного фондирования.

В целях обеспечения устойчивости банковской системы и повышения заинтересованности российских банков в поддержке приоритетных отраслей экономики и инновационных проектов можно предложить:

1) более четко определить перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, подлежащих поддержке со стороны государства;

2) выработать т закрепить в нормативных документах ЦБ направления поддержки кредитных организаций, предоставляющих ссуды на развитие инноваций, в частности, предоставление государственных гарантий, снижение процентных ставок по кредитам ЦБ, либерализация нормативов, увеличение доли резервов, исключаемых из налогооблагаемой прибыли;

3) для банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов, снизить требования к предельным значениям нормативов ликвидности и достаточности капитала и либерализовать методику их расчёта при общем ужесточении требований к ликвидности и достаточности капитала банков;

4) увеличить сроки рефинансирования кредитных организаций Банком России до трех лет в случае кредитования ими инновационных проектов; - ускорить внедрение в банковскую практику возможность заключения с вкладчиком – физическим лицом, договора банковского вклада, предусматривающего предварительное уведомление банка при досрочном востребовании суммы вклада;

5) использовать дифференцированные нормативы обязательного резервирования с целью формирования стабильной ресурсной базы кредитных организаций и обеспечения ликвидности банковского сектора;

6) ужесточить требования к банкам в области регулирования рисков: повысить требования к минимальной величине собственных средств кредитной организации, ужесточить обязательные нормативы деятельности банков, в частности, нормативы ликвидности и достаточности капитала, повысить требования к раскрытию банками информации по осуществлению операций и управлению рисками.