А). Латинская Америка: древние цивилизации, дикие леса, неприступные горы... и счета на представительские расходы?

Латинская Америка, население которой составляет почти десятую часть населе­ния мира, — это один из самых разноплановых, красочных и полных жизни реги­онов мира. Несмотря на огромный потенциал, этот регион страдает от проблем, которые временами кажутся непреодолимыми. Латинская Америка, при свой­ственных ей крайних формах роскоши и бедности, впечатляющем богатстве при­родных ресурсов и самом высоком в мире уровне урбанизации, — это место, ко­торое вдохновляет, приводит в замешательство, бросает вызов и разочаровывает, иногда — одновременно. Понимание культурных особенностей этого региона име­ет жизненное значение для успеха в бизнесе.

На протяжении многих столетий географическое положение Латинской Аме­рики способствовало обособленному формированию культуры региона. Древние цивилизации оставались изолированными в бескрайних лесах и в практически неприступных горах. После колонизации континента его географическое поло­жение определяло формирование культур новых стран. Возле месторождений минерального сырья, а также возле естественных гаваней и вдоль водных путей возникали и развивались оживленные города.

Занимаясь бизнесом в странах Латинской Америки, следует помнить о том, что культура ведения бизнеса в регионе имеет свою специфику и зависит от раз­мера страны, которая представляет интерес для компании, от уровня развития современного промышленного сектора страны, а также от ее открытости влия­нию внешних сил и степени интеграции с мировой экономикой.

В некоторых индустриальных и коммерческих центрах Латинской Америки можно найти высокоразвитую культуру ведения бизнеса, международную по сво­ему характеру и находящуюся на одном уровне с европейской и североамерикан­ской культурой. Здесь же можно найти современные офисы, в которых работают деловые люди, имеющие в своем распоряжении счета на представительские рас­ходы и обладающие крепкой деловой хваткой.

С другой стороны, ситуация меняется по мере удаления от больших городов и по мере вступления в игру местных условий и обычаев. В тропических регионах деловая активность существенно замедляется из-за жары и высокой влажности. По мере еще большего удаления от крупных городов все более ненадежной стано­вится инфраструктура, что вынуждает деловых людей проявлять большую изоб­ретательность в преодолении трудностей, которые возникают перед ними при ве­дении бизнеса в этих регионах.

Вообще говоря, в латиноамериканской культуре ведения бизнеса можно вы­делить несколько закономерностей: компании имеют иерархическую организа­ционную структуру, в которой решения принимаются (в зависимости от степени важности) начиная с верхних и заканчивая нижними уровнями корпоративной иерархии; формирование и поддержка хороших взаимоотношений с партнерами имеют в своей основе доверие и уважение к ним. Все это может вынуждать меж­дународных менеджеров часто бывать в обществе и встречаться с деловыми парт­нерами в неформальной обстановке.

Еще один важный фактор ведения бизнеса в странах Латинской Америки — представление о времени. В Латинской Америке отношение ко времени опреде­ляется фразой «El tiempo es сото el espacio», другими словами: «Время — это про­странство». Очень часто в странах региона события происходят не по расписа­нию. У многих людей, не знакомых с латиноамериканскими обычаями, особенно у представителей стран, где время ценится высоко (таких стран, как Соединен­ные Штаты Америки, Канада, а также страны Северной Европы), отсутствие пун­ктуальности и более свободное отношение к использованию времени вызывают раздражение; такие люди считают подобное отношение расточительным. Однако было бы полезнее расценивать такой неторопливый подход к ведению дел как возможность наладить хорошие взаимоотношения с партнерами и наслаждать­ся происходящим, не глядя постоянно на часы. Но это — всего лишь обобщение; в мегаполисах стран Латинской Америки ко времени относятся по принципу «время — деньги».

Международным менеджерам необходимо также следить за своими манерами, когда они работают в странах Латинской Америки. В большинстве латиноамерикан­ских стран все еще принят этикет Старого Света и атмосфера формальности охваты­вает практически все аспекты ведения бизнеса и взаимоотношений между деловыми партнерами, особенно если стороны еще недостаточно хорошо знают друг друга. В большинстве крупных городов региона важно поддерживать стиль: хоро­шо одеваться, быть вежливым и, что самое важное, воспринимать наводящую информацию относительно социальных аспектов поведения, полученную от лю­дей, с которыми приходится взаимодействовать.

Помимо всего прочего следует помнить, что латиноамериканцы в большин­стве своем ведут себя очень естественно, не скрывают своих эмоций и широко пользуются языком жестов. Они часто стоят очень близко друг от друга во время разговора, иногда касаются друг друга и даже обмениваются поцелуями во время первой встречи. От международного менеджера нельзя ожидать, что он будет знать все без исключения нюансы социального взаимодействия с представите­лями латиноамериканской культуры, но он должен быть готовым к проявлению изысканных (и не очень изысканных) форм поведения, которые очень отлича­ются от привычных для него манер.

Вопросы к кейсу

1. Перечислите некоторые элементы латиноамериканской культуры и отметьте, какие факторы влияют на развитие этих элементов.

2. Какие современные тенденции могут вызвать культурные изменения в стра­нах Латинской Америки? Каковы наиболее вероятные изменения?

3. Объясните некоторые контрасты или различия между культурами стран Латинской Америки. Как эти различия могут повлиять на деятельность между­народных компаний в этих странах?

 

Б). Платить ли взятки?

Цена, которую приходится платить за взяточничество

Взяточничество является уголовно наказуемым действием, и риск быть наказанным за уплату или получение взятки достаточно высок. В процессе разработки и принятия законов по борьбе с коррупцией било предусмотрено два способа обнаружения нарушителей этих законов.

Один из способов — это правительственное расследование действий, как граждан своей страны, так и страны конкурирующей компании. В результате прекращения холодной войны сократилась необходимость в деятельности разведывательных служб, направленной на сбор стратегических сведений, что позволило направить усилия этих служб на сбор коммерческой информации. Как сообщают средства массовой информации, в США уже были использованы полученные от разведывательных служб данные о подкупе чиновников во время заключения контрактов в'странах Латинской Америки и Ближнего Востока. Нет сомнения в том, что в других странах также будет югользована информация, полученная таким способом, для привлечения к ответственности виновных во взяточничестве.

Другой способ обнаружения правонарушителей — использование информации, полученной от конкурирующих фирм. У конкурентов есть все основания для того, чтобы поставить органы влас­ти в известность, что та или иная компания нарушает закон о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Одной из предпосылок таких законов является то, что они позволяют разре­шить так называемую «проблему гарантий», часто возникающую между конкурирующими компа-шями. Суть этой проблемы заключается в следующем: многие компании стремятся к тому, чтобы придерживаться высоких стандартов в своей деятельности, но не имеют возможности отслежи­вать поведение своих конкурентов. В системе, в которой решения принимаются на основании взяток, а не на основании качества и цены продукта, субъекты экономической деятельности из­влекают выгоду из использования ресурсов, предназначенных для повышения качества, на под-р чиновников. Яркий пример — ситуация, имевшая место в Турции со строительством зданий безсоблюдения технических требований (на турецком языке — «касак»), которые были разруше­ны во время землетрясения в 1999 г. Причиной разрушения зданий было то, что их строительство не соответствовало турецким строительным нормам и правилам. Такое несоответствие, в свою очередь, стало возможным из-за того, что строительным компаниям было дешевле построить здания, не отвечающие стандартам, и заплатить при этом взятку инспектору строительного над­зора, чем нести издержки, связанные с соблюдением строительных норм и правил. Безусловно, в большинстве компаний отдается предпочтение выпуску высококачественных товаров «услуг, а не выпуску продукции, которая вредит потребителям. Однако затраты, которых требует обеспечение высокого уровня качества, наряду со взятками, составляют намного более крупную сумму, чем затраты на выпуск продукции низкого качества и взятки. Следовательно, в такой деловой среде те компании, которые предоставляют в распоряжение потребителей товары или услуги высокого качества, рискуют быть вытесненными из бизнеса теми компаниями, которые предпочитают более дешевый путь.

Законы по борьбе со взяточничеством предоставляют гарантии компаниям, стремящимся к обеспечению такого уровня качества, который недостижим для компаний, ведущих нечестную игру. Для того чтобы эти законы были действенными, конкурирующие фирмы должны сообщать о достоверных подозрениях в подкупе должностных лиц другими компаниями. Наказание за нарушение таких законов может быть достаточно строгим. В Соединенных Штатах в качестве меры наказания за дачу или получение взятки может быть использовано лишение сво­боды, штрафы и лишение права на ведение бизнеса с правительством США. Согласно законо­проекту, который находится на рассмотрении законодательных органов власти Франции, за неко­торые типы взяточничества в сфере деятельности международных организаций виновные могут быть приговорены к 15 годам тюремного заключения. В Южной Корее за взяточничество может быть вынесен приговор на 5 лет тюремного заключения и штраф размером 10 млн вон при одно­временной конфискации имущества на сумму, равную половине суммы сделки, которая стала предметом подкупа. Даже в Норвегии, в которой был принят самый мягкий из всех новых законов по борьбе с коррупцией и взяточничеством, предусматривается тюремное заключение сроком на 1 год за подкуп иностранных правительственных чиновников.

Уголовное наказание и штрафы — это серьезная угроза для компании, допускающей подкуп чи­новников. Однако следует обратить внимание на то, что уплата взяток может иметь, помимо уго­ловного наказания, и другие нежелательные последствия. Взяточничество приводит к нарушен­ным взаимоотношениям между лицом, предложившим взятку, и лицом, принявшим ее. Должност­ные лица, принимающие взятки, а также деловые люди, с которыми они сотрудничают, могут об­разовать субкультуру, в которой взяточничество представляет собой нормальную составляющую ведения бизнеса. Однако общество в целом, безусловно, не примет взяточничество в качестве нормы поведения.

Из-за уголовной наказуемости взяточничества сам процесс подкупа должностных лиц происходит за закрытыми дверьми и держится в тайне. Как лицо, дающее взятку, так и сам взяточник тратят много времени, энергии и ресурсов на то, чтобы скрыть эту сторону своей жизни от посторонних глаз. По очевидным причинам качество коррумпированных взаимоотношений практически не под­вергалось изучению. Тем не менее те люди, которым пришлось испытать на себе действие взя­точничества, характеризуют такие взаимоотношения как нездоровые, нестабильные и не имею­щие законной силы.

Негативное воздействие взяточничества на репутацию компании

Помимо всего прочего подкуп должностных лиц создает тройную угрозу репутации компании. Во-первых, компания рискует потерять репутацию среди более широких масс населения страны, в которой она платит взятки чиновникам. Даже если и бюрократы, и руководство компаний счита­ют крупные взятки нормой ведения бизнеса, население страны в целом вряд ли одобрит такие действия. Например, репутация тех компаний, которые вели бизнес с членами семьи бывшего диктатора Индонезии Сухарто, сильно пострадала после смены режима в этой стране. Во-вторых, выплата взятки означает, что компания, предпринявшая это действие, отныне будет иметь у бюрократов репутацию компании, готовой платить взятки. Один из европейских предприни­мателей рассказывал автору данной книги о том, что после того как его компания несколько раз заплатила взятки, подкуп чиновников стал частью нормального процесса ведения бизнеса в этой компании — именно на это рассчитывали бюрократы во всех странах мира, где работала компания. В-третьих, использование подкупа должностных лиц за границей ставит под угрозу репутацию компании в родной стране. Осуждение компаний, дающих взятки, еще не достигло такого разма­ха, как осуждение предприятий, загрязняющих окружающую среду или нарушающих права чело­века. Тем не менее по мере усиления недовольства общественности практикой подкупа должно­стных лиц увеличивается вероятность угрозы репутации компании из-за таких действий. Четвертая угроза (не имеющая отношения к репутации компании) — это деградация рынка. Эко­номист Паоло Мауро (Paolo Mauro) в своей статье «Corruption and Growth» («Коррупция и рост») указывает на непосредственную связь между высоким уровнем коррупции и низким объемом пря­мых иностранных инвестиций. Гарвардский экономист Шанг-Джин Вей (Shang-Jin Wei) в своей статье в 1997 г. также отмечает отрицательную взаимосвязь между коррупцией и экономическим ростом. И еще один аспект взяточничества (не такой угрожающий, но, возможно, более злове­щий) — полный упадок среднего класса в Нигерии, а также сопротивление рыночным реформам в странах Центральной и Восточной Европы, которые можно отнести на счет коррупции. Длинный перечень стран, в которых из-за коррупции произошла дестабилизация экономической и полити­ческой жизни, продолжает увеличиваться. Практика бизнеса, опирающаяся на подкуп государ­ственных чиновников зарубежной страны, может сослужить плохую службу компании, заинтере­сованной в долгосрочных операциях в этой стране. Существует ряд стратегий поведения в случае, когда государственные чиновники требуют взятки. Наименее эффективная стратегия (которая все же используется в некоторых компаниях) — запла­тить взятку. Американские компании, в отличие от компаний из других стран мира, уже на протяже­нии 20 лет осуществляют свою деятельность в соответствии с законами, запрещающими подкуп иностранных должностных лиц. Однако в некоторых случаях компании США пытаются давать взят­ки чиновникам через местных посредников. Дача взятки через посредника в такой же степени неза­конна, как и прямой подкуп должностных лиц; такой способ уплаты взяток не освобождает амери­канские компании от ответственности перед законодательством США и, по всей вероятности, не освобождает компании других стран от ответственности перед их национальными законами. Еще один способ подкупа, которым могут воспользоваться американские компании, — отнести взятку к категории «вспомогательных платежей». Согласно законодательству США, дача взятки иностран­ному должностному лицу является законной, если это делается для того, чтобы стимулировать бюрократа выполнить свои прямые обязанности. Однако законность таких «подмазывающих» пла­тежей, возможно, является уникальной характеристикой американского закона и не должна прини­маться в расчет гражданами стран, в которых существует совсем другой правовой режим. Международные менеджеры должны давать отпор требованиям о выплате взяток. Крупные жиз­неспособные компании могут позволить себе сказать «нет» взяточникам. Например, в середине 70-х гг. американская компания по производству электронной аппаратуры Motorola не только отказалась дать взятку, которую потребовал чиновник одной из латиноамериканских стран, но и заявила об отказе от ведения бизнеса с этой страной до тех пор, пока в ней не произойдет смена режима. Отказ от дачи взятки предполагает наличие в компании такой корпоративной культуры, которая поддерживала бы такой отказ. Один из самых эффективных способов добиться этого состоит в создании простого корпоративного кодекса для руководства компании и ее работников, для дочер­них предприятий и потенциальных деловых партнеров. Этот кодекс как минимум должен ссылаться на законы, которые связывают компанию определенными обязательствами и запрещают подкуп иностранных должностных лиц. Кроме того, в кодексе должна быть определена линия поведения компании в процессе принятия решений в случае требования взяток со стороны чиновников, а так­же должны быть предусмотрены гарантии для менеджеров, которые отказываются давать взятки. Включение таких этических норм поведения в корпоративную культуру вполне возможно и может принести компании конкурентные преимущества. Например, ведущая нефтяная компания Texaco заработала себе такую грозную репутацию отказом давать какие бы то ни было взятки, что даже на пограничных заставах далеких африканских стран джипы компании пропускают беспрепят­ственно, не требуя от их пассажиров никаких взяток.

Тем не менее корпоративный этический кодекс не решает проблемы гарантий того, что конкури­рующие компании не занимаются подкупом государственных чиновников. Томас Данфи (Thomas Dunfee) и Дэвид Хесс (David Hess) из Университета штата Пенсильвания разработали общеот­раслевые нормы поведения в случае требования взяток со стороны должностных лиц, которые они назвали «С Principles». В число этих принципов входит политика компании, запрещающая дачу взяток, обнародование информации о требованиях взяток со стороны должностных лиц, а также внешний аудит любых сомнительных платежей.

Взяточничество — это реальная, всевозрастающая угроза бизнесу в современных условиях. Дача взяток влечет за собой угрозу уголовного преследования, нарушенных взаимосвязей, потери ре­путации и деградации рынков. Смягчить эту угрозу можно посредством формирования корпора­тивной культуры, предполагающей обязательный отказ от дачи взяток, а также посредством вне­дрения в компании такого корпоративного этического кодекса, который предписывал бы всем ра­ботникам компании, а также работникам компаний-посредников и дочерних предприятий следо­вать установленным этическим нормам поведения.

Источник: Philip M. Nickols, «Dealing with an Eruption of Coruption», Financial Times, May 30, 2000, Managing Risk supplement, p. 15. Воспроизводится по разрешению.

Вопросы к кейсу

1. Достаточны ли только законодательные меры для решения проблемы взяточничества? Какие другие факторы, по Вашему мнению, по своей действенности сопоставимы или даже более эффективны по сравнению с законодательными мерами?

2. Какие дополнительные, к указанным в кейсе, направления негативного воздействия взяточничества на репутацию компании Вы могли бы назвать и описать? На какие аспекты ухудшения репутации компании( экономические, финансовые, социальные, управленческие) в наибольшей степени воздействует взяточничество?

3. Какие, специфические для российских условий меры борьбы со взяточничеством наиболее эффективны?