Сегментация рынка и позиционирование товара
Основные критерии сегментации следующие: географические, демографические, социоэкономические, психографические. Сегментация рынка потребителей по следующим характеристикам:
а) причины, заставляющие потребителя покупать именно этот товар;
б) основной потребитель этого товара (национальность, язык, социально-экономическая группа, возраст, пол, образ жизни);
в) регион проживания и характер расселения потребителей;
г) место и время покупки товара;
д) материалы изучения потребительского спроса и статистические данные о потребителе;
е) возможности дополнительного использования товара.
Позиционирование рынка – это технология определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах.
Для эффективного позиционирования продуктов необходимо изучить важнейшие характеристики спроса и предложения, установить возможную приоритетность факторов, которые существенны для потребителей на данном рынке и являются ориентиром в принятии решения о покупке. Определяющими факторами могут выступить цена продукта, уровень качества, надежности, энергоемкости, дизайн и другие показатели конкурентоспособности товара.
Пример подобной оценки приведен в таблице 10. Максимальная оценка по каждому фактору составляет 10 баллов.
Таблица 10
Факторы позиционирования
Название товара | Производитель | Цена | Дизайн | Качество | Престиж | Широта ассортимента | Продажи | Сумма баллов |
«Изысканный» | Фирма | |||||||
«Солидный» | Конкурент № 1 | |||||||
«Ласковый» | Конкурент № 2 | |||||||
«Хороший» | Конкурент № 3 | |||||||
«Доступный» | Конкурент № 4 |
Позиции продукта определяются с помощью карт позиционирования, которые представляют собой двухмерную матрицу различных пар характеристик, например, функции «качество-цена» для товаров конкурирующих фирм. На рисунке 1 показана условная схема такой матрицы, где приведены фирмы-конкуренты, а площадь кружка отражает объем реализации товара. Для выбранной позиции фирма должна разработать мероприятия по освоению и производству выбранного продукта.
Рисунок 1. Карта позиционирования товаров по параметрам
«качество-цена»
Для построения карт позиционирования могут приниматься различные характеристики исследуемых продуктов.