Анализ риска возникновения опасностей.
Законодательные акты Украины в сфере безопасности определяют область деятельности инженера к которой относится анализ опасностей и оценка уровней риска (Закон о защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера ст. 1).
Требования, которые предъявляет государство к производителям машин, а также их пользователям по проведению анализа опасностей, угроз и риска, требуют знания методов, которые при этом следует применять, а также навыки по их использованию. Цель данной практической работы отработка навыков применения методов анализа риска.
Задание. Выполнить анализ опасности возникновения пожара в машинном отделении судна методом построения дерева событий.
Исходные данные:
В машинном отделении размещены главные двигатели (дизельные) и вспомогательные дизель-генераторы, контрольно-измерительная аппаратура, оборудование, которое подает горючее, масляные цистерны.
Для защиты от пожаров установлена противопожарная система и пожарная сигнализация.
Инициирующее нежелательное событие – прогорание выхлопной трубы вспомогательного дизель-генератора и падение раскаленных обломков трубы в машинное отделение.
I. Построить возможные сценарии развития событий в машинном отделении (дерево событий). Определить вероятность всех возможных конечных событий и вероятность наиболее опасного сценария.
II. Определить оптимальное количество пожарных систем необходимых в машинном отделении.
Решение:
I. Построение сценариев развития событий:
1. Строится дерево событий:
Противопожарная система работает
|
Пожарная сигнализация включается
|
Вероятность каждого сценария
|
контрол. пожар с сигналом
|
контрол. пожар без сигнала
|
неконтрол. пожар с сигналом
|
неконтрол. пожар без сигнала
|
2. Вероятность каждого результирующего события (сценария) находят путем перемножения вероятностей соответствующих событий:
Сценарий 1. Р1 = РА ∙ РВ ∙ РС ∙ РД;
Сценарий 2. Р2 = РА ∙ РВ ∙ РС ∙ (1 – РД);
Сценарий 3. Р3 = РА ∙ РВ ∙ (1 – РС) ∙ РД;
Сценарий 4. Р4 = РА ∙ РВ ∙ (1 – РС) ∙ (1 – РД);
Сценарий 5. Р5 = РА ∙ (1 – РВ).
3. Наиболее вероятным событием является сценарий 1 контролируемый пожар с сигналом Р1 = 7,9∙10-3. Наиболее опасный сценарий имеет вероятность Р4 = 8∙10-8.
II. Определение оптимального количества систем пожаротушения.
1. Методика определения оптимального количества систем пожаротушения.
Инженеру-конструктору, который проектирует судно, поставлена задача оценить риск возникновения пожара на судне. В расчете принимают, что на судне для надежности может быть одновременно использовано некоторое количество равноценных и независимо действующих автоматических систем пожаротушения. Причем срабатывание хотя бы одной из этих систем достаточно для ликвидации пожара. Исследовательским путем может быть определена эффективность каждой такой системы – вероятность ее срабатывания при пожаре. Но так как нет гарантии, что такое срабатывание обязательно произойдет, возникает риск отказа систем пожаротушения. Причем, естественно, чем больше систем имеется на судне и чем выше вероятность срабатывания каждой из них, тем риск меньше. Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, рассчитанной по правилам теории вероятностей (табл. 1).
Таблица 1. Уровень риска при решении задачи тушения пожара на судне.
Количество систем пожаро-тушения на судне
| Вероятность срабатывания – эффективность системы пожаротушения
|
10%
| 20%
| 30%
| 40%
| 50%
| 60%
| 70%
| 80%
| 90%
| около 100%
|
| 0,90
| 0,80
| 0,65
| 0,55
| 0,45
| 0,35
| 0,25
| 0,15
| 0,05
| 0,02
|
| 0,85
| 0,65
| 0,50
| 0,35
| 0,25
| 0,15
| 0,10
| 0,02
| 0,02
|
|
| 0,75
| 0,50
| 0,35
| 0,20
| 0,15
| 0,05
| 0,02
|
|
|
|
| 0,65
| 0,40
| 0,25
| 0,10
| 0,05
| 0,02
|
|
|
|
|
| 0,60
| 0,35
| 0,15
| 0,08
| 0,03
|
|
|
|
|
|
| 0,55
| 0,30
| 0,10
| 0,05
| 0,02
|
|
|
|
|
|
| 0,50
| 0,20
| 0,08
| 0,03
| около 0,00
|
| 0,45
| 0,18
| 0,06
| 0,02
|
|
|
|
|
|
|
| 0,40
| 0,15
| 0,04
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,35
| 0,10
| 0,03
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Принято, что для тушения пожара достаточно эффективного срабатывания хотя бы одной системы пожаротушения
|
По таблице можно оценить риск того, что задача тушения пожара не будет решена за счет фактора случайности при данном количестве и качестве систем пожаротушения. Таблица показывает, каким окажется риск при том или ином числе пожарных систем, установленных на судне.
Например, если на судне установлены и включены две системы пожаротушения с эффективностью 70% каждая, то риск при решении задачи составляет 10%. Для того, чтобы свести риск к минимуму, скажем, уменьшить его до 2%, количество систем следует увеличить до трех. Если же риск абсолютно недопустимый, количество систем следует сделать больше начального в два раза, доведя его до четырех. Дальнейший рост числа систем, как видно по таблице, в этом случае не имеет смысла.
2. Определить, на основе исходных данных, оптимальное количество систем пожаротушения при заданных вероятности срабатывания и допустимом риске при решении задачи пожаротушения.