Билет 13. Положение Русской Православной церкви в период правления Елизаветы Петровны и Петра III.

Елизавета Петровна обладала некоторым, с детства впитанным, благочестием, но благочестие это странным образом сочеталось с заимствованной у Запада (и присущей более всего французскому двору) любовью к развлечениям. Поэтому жизнь ее протекала непросто: с одной стороны, она стремилась устраивать балы и увеселения и даже не могла строго держать постов – но на их облегчение запрашивала разрешения лично у КПльского патриарха. Она любила Богослужения, но вкус ее склонялся к западному влиянию: храм на польский образец и т.д. Поначалу она, не желая грубо нарушать заповеди Христовы, тайно обвенчалась со своим фаворитом графом Разумовским, но потом и здесь были существенные отступления. Вместе с тем она оказывала покровительство Русской Церкви. Она делала денежные вклады в мон.; основала Смольный мон.; на казенные средства восстановлен Валаамский и Коневский мон. В 1744 г. Троицкий мон. получил статус Лавры. Однако распространение монашества ограничивалось. Только в малороссии архиереи и настоятель КПМ имели право совершать пострижение. При ней синодальный закон о запрещении торговли до окончания литургии был распространен и на все публичные увеселения. В 1743 году духовным лицам было запрещено заниматься торгом и отдавать деньги в рост, отношение правительства к суевериям стало терпимее.

С воцарения Елизаветы (1741-1761) сразу же началось возвращение из тюремных уз и ссылок неправедно осужденных страдальцев, выжившим в них архиереям возвратили сан. Для предотвращения беззаконных расправ права церковного суда были возвращены Синоду. Прекратились разборы. Прекратились попытки введения протестантизма. С упразднением кабинета министров возвышено было значение Святейшего Синода. Он переходил в непосредственное подчинение верховной власти и, наряду с Сенатом, вновь становился высшей административной инстанцией в государстве. Члены Синода архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) и митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) (впоследствии был выведен из Синода за неприятие формы присяги: отказался признать крайним судьей Синода государя) подали доклад, в котором писали, что если государыне не угодно будет восстановить Патриаршество, то по крайней мере, необходимо восстановить должность Президента Синода, предлагалось также упразднить должность обер-прокурора и Коллегию экономии. Но Елизавета не согласилась пойти на эту реформу. Она допустила лишь подчинение Коллегии экономии Синоду (т.е. финансы церкви, были возвращены из ведения Сената в распоряжение самой церкви).

До 1753 г. обер-прокурором Синода служил князь Я.П. Шаховской, ревнитель государственного интереса. Он постоянно вступал в распри с членами Синода, сталкиваясь с ними из-за мелочных финансовых вопросов. Обер-прокурор, блюдя интересы государственной казны, протестовал то против увеличения жалования синодальным архиереям, то против перерасхода средств, поступавших от монастырских вотчин. Но позиции обер-прокурора в ту эпоху были еще весьма шаткими, и Синоду, опираясь на личные контакты его членов с императрицей, на поддержку духовника Елизаветы протоиерея Феодора (Дубянского) и благоволившего к духовенству графа Разумовского, часто удавалось с успехом противодействовать административному рвению обер-прокурора.

В области епархиального управления в 1744 г. произошла важная перемена, вместо архиерейских приказов в великорусских епархиях по образцу южнорусских вводилась коллегиальная форма управления в виде консисторий. Князь Шаховской тщетно домогался, чтобы секретари консисторий были подчинены не правящему архиерею, а непосредственно обер-прокурору. В царствование Елизаветы значительно увеличилось число епархий. При открытии Синода существовало 18 епархий, и к 1753 г. их было уже 30. В 28 из них насчитывалось до 18000 приходов. В 1742 г. бывшая Патриаршая область была разделена на Московскую и Петербургскую епархии. По указу Елизаветы на архиерейство стали поставляться не только малороссы, но и великороссы, которые вскоре составили половину епископата. Они были более лояльны к госвласти, чем воспитанные в иной обстановке ученые киевские монахи, которые проявляли больше твердости и упрямства, меньше гибкости в отстаивании прав и привилегий Церкви.

В 1761 году скончалась императрица Елизавета. Престол перешел её племяннику - сыну Шлезвиг-Голштинского герцога Карлу-Петру-Ульриху, вызванному тёткой из Германии, присоединённому к Православной Церкви и переименованному в Петра III Феодоровича. Но преобразовать наследника Российского престола в русского человека не удалось. В душе он оставался немцем и лютеранином. Православие, русский народ он не только не понимал, но и не любил. К тому же, достигнув зрелых лет, он оставался ребячлив и странен. Царственная тётка часто с горечью говорила о нём: «Племянник мой урод…», «проклятый племянник».

Воцарение этого «окраденного умом» любителя игр в оловянные солдатики не сулило Православной Церкви ничего доброго. Сразу по воцарении Пётр III заявил о своём намерении сократить число икон в православных церквах. Тогда же в беседе с Новгородским архиепископом Димитрием (Сеченовым) он выразил желание, чтобы русское духовенство брило бороды и одевалось в короткое платье, как одеваются немецкие пасторы. В своём дворце новоявленный император собирался построить лютеранскую молельню под тем предлогом, что она нужна для дворцовой прислуги, исповедовавшей протестантизм. Но архиепископ Димитрий заявил на это ему, что «русское духовенство скорее даст себя вовсе истребить, чем станет равнодушно и в молчании смотреть на такие нововведения». По свидетельству современников, за богослужением в придворной церкви Петр III обыкновенно, ко всеобщему соблазну, свободно разгулировал, вступал в беседы с иностранцами. О Православии он всегда высказывался с пренебрежением и даже презрительно.

По подсказке окружавших престол временщиков Воронцовых и Шуваловых в 1762 году Петр III издал указ о полной секуляризации церковных недвижимостей с передачей ведавшей ими Коллегии экономии Сенату. Духовенство было потрясено этой мерой. Архиепископ Московский Тимофей (Щербацкий) писал своему другу митрополиту Арсению (Мацеевичу): «Всех нас печальная сия тронула перемена, которая жизнь нашу ведет к воздыханиям и болезням… До сего дожили мы по заслугам нашим». И митрополит Арсений подал протест против этого мероприятия, составленный в настолько сильных выражениях, что схииеромонах Лука, доставивший бумагу во дворец, после прочтения ее императором «от страха лишился ума».

Через три месяца после издания указа о секуляризации церковных земель Петр III был свергнут с престола и вскоре «скоропостижно скончался». Российской самодержицей провозгласили зачинщицу заговора вдову царя Екатерину II.