Паблик рилейшнз и товарная пропаганда.
Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в феврале 1948г.,принял все еще действующее определение (хотя и с некоторыми дополнениями, вынесенными в ноябре 1987г.) определение PR.
Public Relation - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, где под "общественностью организации" понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные).
Цель PR -установление двухстороннего общения для выявления общих представителей или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Действия в рамках PR акций направлены на широкий охват аудитории, но в отличии от рекламы, где воздействие направлено на целевую группу потребителей с их мотивами и предпочтениями, PR работает на широкие слои общественности, которые могут и не быть клиентами фирмы, т.е. имеет другие мотивы.
Осуществление PR на практике можно подразделить на три группы:
1) активные действия по достижению доброжелательности. Сюда входит создание и поддержание доброжелательного отношения общественности к деятельности организации с целью обеспечить ее нормальное функционирование и расширение деятельности.
2) Сохранение репутации: не вступать в противоречие с общественным мнением и не делать ничего, вредящего взаимопониманию.
3) Внутреннее отношение. Использование PR для создания у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации.
Часто встречаемые приемы PR: рассылка пресс-релизов, организация пресс-конференций, присутствие представителей прессы на внутренних мероприятиях фирмы, выпуск корпоративных изданий.
Пресс-конференция проводится в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать какие-то достижения производства или когда речь идет о важной теме, по которой у присутствующих журналистов могут возникнуть вопросы.
Присутствие журналистов на внутренних мероприятиях позволяет ориентировать коммуникации на две аудитории одновременно, демонстрируя достоверность происходящего, что характерно для PR.
Выпуск корпоративных изданий (многотиражки внутреннего и внешнего пользования) является одним из наиболее распространенных приемов связи с широкой общественностью и престижа фирмы.
Несмотря на то, что содержание PR понимается по-разному, следует выделить следующие основные составляющие этой деятельности:
1) пропаганда;
2) спонсорство;
3) создание фирменного стиля.
Пропаганда (или "паблисити") занимает самое значительное место в системе PR. - Это неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или фирму с помощью распространения о них важных сведений во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания потенциальными или актуальными клиентами фирмы. При этом содержание и время появления такой информации не могут контролироваться фирмой.
Спонсорство (или спонсоринг) - это деятельность по предоставлению фирмой финансовых средств отдельным лицам или организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, образования и т.д., для достижения его поставленных целей в области маркетинга. По существу, спонсорство, - это один из приемов рекламы, используемый для того, чтобы связать фирму - спонсора, ее товар и марку с событием (мероприятием) в сознании широкой публики.
Спонсорство в отношении сотрудников самой фирмы позволяет создать положительный образ у своих служащих и тех, кто придет в будущем работать на фирму, тем самым, мотивируя их труд и привлекая к сотрудничеству наиболее способных и талантливых.
Создание фирменного стиля является важной частью работы в области PR и включает товарный знак - логотип - фирменный блок - фирменный лозунг (слоган) - фирменный цвет (или цвета) - фирменный комплект шрифтов - фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций) и т.д. Иногда фирменный стиль имеет составляющие, воздействующие на разные органы чувств: радиопозывные, гимны, одежда, аромат и т.п.
Существуют и другие составляющие PR: проведение дней открытых дверей, юбилейные мероприятия, лоббирование и т.д.