Основные признаки и разновидности авторитарного режима в зарубежных странах.

Авторитарный (властный) режим может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах. Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Ма­рокко, Перу и т.д.), промежуточный между авторитарным и тоталитар­ным режим существовал в некоторых социалистических государствах (например, в Венгрии в конце 80-х годов — в период, предшествовавший падению там коммунистической системы).

С позиций конституционного права авторитарный режим характе­ризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан признаются в ограничен­ном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет некоторым оппозиционным партиям права дейст­вовать легально. В Индонезии, например, разрешены не все, а только две неправительственные партии (они выступают в весьма умеренной оппо­зиции), конституция Нигерии 1989 г. предусматривает возможность образования только двух партий: одна из них должна быть правящей, дру­гая — играть роль лояльной оппозиции. Подобная ситуация существова­ла в Бразилии до конца 70-х годов;

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны про­исходить на основе выборов, но сам выбор партий избирателями, как мы видели, ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов под­чинены харизматическому принципу или организуются таким образом, что президент становится, по существу, бессрочным: в ряде стран Афри­ки одно и то же лицо было избрано много раз подряд, в Парагвае А. Стресснер (до его свержения в 1989 г.) избирался на восемь сроков;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разре­шаются только некоторые организации, причем на определенных услови­ях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, которое подвергается «чистке» в парламенте, права политической оппозиции нарушены, ее издания под­вергаются цензуре, часто приостанавливаются и конфискуются, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Иордании, Кении, Тунисе и других странах;

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства втор­гаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти. Даже конституционный суд в Тунисе, ее гласно закону 1988 г., должен до публикации своих решений конфиденциально доложить их президенту;

5) плюрализм политической идеологии ограничивается. Возможно, пропаганда различных идеологических взглядов, но они не должны противоречить «руководящей» идеологии;

6) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепцию «двойной роли армии» и др.).