Самостоятельная работа
Работа по данному разделу не является для студентов обязательной, но позволяет тем, кто желает более глубоко познакомиться с философией или реализовать свой интерес по конкретному вопросу, сделать это.
I. Формы самостоятельной работы студентов:
А. Письменная работа:
а\ Смысловой конспект:
Комментарии: | Конспект Имя философа и название источника с указанием библиографических данных |
Авторская справка: Время жизни философа, философская школа, к которой принадлежит, чем известен в философии, круг проблем, которыми он занимался. | Проблема такая-то… |
Здесь могут быть: понятийная, именная, хронологическая справки по конспектируемому тексту, а также реплики и заметки студента по конспекту | Тезисно– главные идеи философа по проблеме, его аргументация и выводы, представленные либо в виде кратких цитат, либо в пересказе собственными словами. (Задача: реконструировать логику, цепь рассуждений философа, отразить процесс его мышления) |
Итак: | Вывод по конспектируемой проблеме, выражающий в краткой форме – 1-2 предложения – суть ее решения философом. |
б\ Философское эссе, в котором должны быть отражены следующие позиции:
1. Актуальность: Обоснование выбора студентом именно этой проблемы и/или обоснование ее актуальности в контексте современности / культуры / общественного развития / профессии или т.д....
2. Философский анализ решения избранным философом проблемы – главные тезисы авторского видения проблемы, аргументы их обосновывающие, объяснение философских, социальных и социокультурных причин такого авторского решения проблемы.
3. Собственный личностный подход к проблеме студента: личностная обоснованная оценка авторского решения и/или предложение собственного видения или решения сформулированной философом проблемы.
В конце работы приводится Список использованной литературы.
в\ Миниэссе (0,5-1,0 стр.), представляющее обоснованную, аргументированную позицию студента по какой-либо философской проблеме или вопросу.
Б. Устная самостоятельная работа может быть представлена студентом на семинарах как информационное сообщение, авторская или библиографическая справка, теоретико-практический доклад по философской проблематике.
II. Тематика самостоятельной работы:
История классической философии:
1. Античная философия о предназначении философии.
2. Философия Платона как первая философская система.
3. Роль Сократа в становлении философского знания.
4. Решение проблемы бытия в философии Аристотеля.
5. Место философии Конфуция в истории и культуре Китая.
6. Трактат ”Дао дэ Цзин” (Лао цзы): дао воина, дао правителя, дао совершенно мудрого.
7. Основная философская проблематика древнеиндийских Вед.
8. Философские основания буддизма.
9. Философское обоснование теоцентризма Средневековья.
10. Концепция истории Августина Блаженного.
11. Августин Блаженный о пути человека (по ”Исповеди”).
12. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога.
13. Особенности философствования в эпоху Возрождения.
14. Представление о человеке в философии Возрождения.
15. Скептицизм М.Монтеня (по ”Опытам”).
16. Ф. Бэкон: методология опытной науки (по работе ”Новый органон”).
17. К.А. Гельвеций: о счастье и несчастье народов и индивидов (по работе ”О человеке”).
18. Проблема человека и общества в философии 17-18вв.
19. Просвещение о сущности и существовании человека.
20. Просветители о вере и знании.
21. Ж.-Ж. Руссо о преодолении неравенства между людьми.
22. Сенсуалистическая мораль Ламетри.
23. Рационализм Р. Декарта: cogito ergo cum.
24. Концепция ”Я” и ”не-Я” в философии И.Г. Фихте.
25. Учение И. Канта об антиномиях познающего разума.
26. Проблема человека в свете категорического императива И. Канта.
27. Идея свободы в этике Канта.
28. Проблема бытия Бога в философии Канта.
29. Г.В.Ф. Гегель: искусство как сфера абсолютного духа.
30. Философские заслуги Гегеля: диалектика.
31. Философия религии Л. Фейербаха.
32. Немецкие философы-романтики (Ф. Шлегель, Новалис, Жан-Поль и др.) о человеке-творце.
33. Классический марксизм: учение о человеке – его происхождении, сущности, свободе.
34. Марксистская концепция отчуждения и труда.
35. Судьбы философии марксизма в ХХ-ХХIвв.
Русская философская мысль:
1. Русская душа и русская философия.
2. Русская философия и Византийская традиция.
3. Учение о всеединстве Вл. Соловьева.
4. Идея Богочеловечества В. Соловьева (по работе ”Три силы”).
5. Этический и социальный идеал Вл. Соловьева.
6. Русская философия о Софии (Премудрости Божьей).
7. Полифонизм славянофильских идей в русской философии Х1Х-ХХ вв.
8. А.Пушкин и П. Чаадаев: поиски основ русской культуры и философии.
9. Почвенничество Ф.М.Достоевского.
10. Л. Толстой – этика ненасилия.
11. Философские идеи в “Исповеди” Л.Толстого.
12. Западничество А.И. Герцена (по работе ”Московский панславизм и русский европеизм”).
13. А.И. Герцен- русский гегельянец.
14. К. Леонтьев и Ф. Ницше: переклички и отторжения идей.
15. Богоискательство русской философии в конце Х1Х – начале ХХ вв.
16. Философский феномен русского нигилизма.
17. Персонализм Н. Бердяева: сущность и назначение человека.
18. Н. Бердяев как философ свободы.
19. Концепция любви Н. Бердяева.
20. Философия творчества Н. Бердяева.
21. Антропокосмизм русской философии.
22. Н. Федоров ”Философия общего дела” – реальность и иллюзии вечной жизни и всеобщего воскрешения.
23. К.Э. Циолковский о бессмертии как реальности.
24. Концепция ноосферы – сравнительный анализ взглядов В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.
25. Историко-культурологическая трактовка общественного развития Я.Данилевского.
26. Проблема Запада и Востока в русской философии.
27. Анархия и свобода (по работе М.А. Бакунина ”Государственность и анархия”).
28. Учение о смысле жизни С.Л. Франка (по работе ”Смысл жизни”).
29. Религиозный экзистенциализм Л. Шестова.
30. “Вехи“ о роли и ответственности русской интеллигенции.
31. Космическая техника как идея русской философии.
32. Особенности философского стиля работ В.В. Розанова.
33. Философия искусства Павла Флоренского.
34. Л. Карсавин ”О личности”
35. И. Ильин: этика трагического подвига ( по книге ”О сопротивлении злу силою”)
Современная философия (ХХ -ХХI вв.):
1. Нигилизм Ф. Ницше: критика культуры и науки.
2. Переоценка ценностей Ф. Ницше.
3. Ф. Ницше о сверхчеловеке и воле к власти.
4. О. Конт о функциях науки и задачах позитивной философии.
5. Феноменология Э. Гуссерля.
6. Л. Витгенштейн о проблемах познания.
7. Философский смысл психоанализа З. Фрейда.
8. З. Фрейд о роли культуры в жизни человека и общества.
9. К.Г. Юнг: философские аспекты теории личности.
10. Метафизические основания социальной этологии К. Лоренца.
11. Герменевтическая интерпретация истины (по работе Х.-Г. Гадамера ”Что есть истина?”).
12. Герменевтика как философия текста.
13. Проблема локальных культур О. Шпенглера.
14. Проблема бытия в экзистенциальной философии.
15. Человек как проект бытия (по работе Ж.-П. Сартра ”Экзистенциализм – это гуманизм”).
16. Свобода как главная проблема современной философии.
17. А. Камю: проблема абсурдности бытия и смысла жизни.
18. А. Камю: бунтующий человек.
19. Учение об экзистенциальной коммуникации К. Ясперса.
20. Проблема свободы и ответственности как проблема экзистенциальной философии.
21. Э. Фромм: механизмы бегства от свободы (по работе ”Бегство от свободы”).
22. Философия любви и одиночества Э. Фромма.
23. Э. Фромм о проблеме технического отчуждении.
24. Индивидуальность человека (по работе Ю. Хабермаса ”Понятие индивидуальности”).
25. Сущность философии (по работе М. Хайдеггера ”Что такое – философия?”).
26. Ю. Хабермас: модернизм как методологический принцип
27. Принцип деконструкции Ж. Дерриды.
28. Постмодернистская теория знания (по работе Ж.-Ф. Лиотара ”Состояние постмодерна”).
29. Методология постмодернизма: ризомный паттерн.
30. Концепция ”открытого общества” К. Поппера.
31. Западная философия техники: проблема сущности и роли техники в современном мире.
32. Т.С. Кун : структура научной революции.
33. Нелинейное мышление и современная научная парадигма.
34. Культура и цивилизация как проблема современной философии.
35. Глобализация социальной реальности – глобальные проблемы современности в рамках философского видения.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Специфика философского знания: предмет, методы, функции в культуре и жизни человека и общества. Структура развитого философского знания.
2. Философский стиль мышления. Универсальные методы мышления: диалектика и метафизика. Рационализм и иррационализм.
3. Философия как мировоззренческое знание. Основная мировоззренческая ситуация в контексте отношения человека к миру.
4. Диалектика и принцип историзма немецкой классической философии. Диалектика как метод мышления и наука о развитии: принципы, законы и категории диалектики. Объективный идеализм Гегеля: принцип тождества мышления и бытия.
5. Механицизм гносеологии 17-18 вв. Агностицизм Д.Юма и И.Канта.
6. Социологизм марксистской философии: сущность материалистического понимания истории. Диалектика марксистской трактовки общества и истории.
7. Русская философия: становление и развитие, место в мировой философии и своеобразие идей.
8. Русская философия Х1Х - начала ХХ века: главные имена, школы и проблематика.
9. Религиозная картина мира и место человека в ней (принцип теоцентризма). Проблема веры и разума как главная гносеологическая проблема средневековья.
10. Философская картина мира: от космоцентизма античности к русскому космизму. Человек как космический фактор ( проблема кооэволюции).
11. Философская картина мира: эволюция диалектико-материалистической концепции материи.
12. Научная картина мира: специфика миропостижения и типы научных картин. Рациональность как способ осмысления действительности - рациональность и наука: типы научной рациональности.
13. Антропосоциогенез: проблема происхождения человека, сознания и языка в современной философии и естествознании.
14. Философское понимание сущности и природы сознания. Его структура, особенности функционирования и развития. Проблема самосознания и его роль в жизни человека.
15. Сущность человека: социологизаторские концепции (Аристотель, Гегель, Маркс).
16. Биологизаторские трактовки сущности человека (Ницше, Фрейд, Лоренц).
17. Проблема познаваемости мира как главная гносеологическая проблема и проблема сущности познания (рационализм и сенсуализм ХУ11-ХУ111вв., диалектический материализм, позитивизм и неопозитивизм).
18. Философские представления об обществе и историческом процессе в истории философской мысли: круг проблем и основные подходы. Проблема свободы и исторической необходимости.
19. Понимание личности в классическом психоанализе и неофрейдизме (Фрейд, Юнг, Фромм): особенность трактовок и главные проблемы.
20. Экзистенциализм о личности: проблемы сущности и существования (Ясперс, Хайдеггер), свободы и ответственности (Сартр, Камю).
21. Основные идеи марксистской теории личности: сущность личности, ее взаимоотношения с обществом, свобода, отчуждение.
22. Религиозная философская мысль о свободе личности и ее ответственности. Проблема Бога и человека в русской философии: ведущие имена и особенности разных подходов.
23. Индивидуализм, свобода, одиночество, любовь как проблемы ХХ века и их философское осмысление ведущими школами (экзистенциализм, психоанализ, марксизм).
24. Философия техники: сущность техники и понятие о техницизме, технократизме и гуманизме в системе отношений человека с миром (место и роль техники). Проблема технического отчуждения человека: его последствия и пути преодоления.
25. Современная научная парадигма: главные черты и следствия синергетического видения мира (понятие о сложных открытых системах, идея нестабильности и эволюции, понятие бифуркации и десипативных структур).