ПР - кампания: основные этапы, правила разработки и реализации

Основные принципы и этапы планирования PR-кампании

 

PR-кампания представляет комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего проведения плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити. PR-кампания в отличие от рекламной кампании готовит будущий рынок, создает потребителю благоприятную обстановку для принятия или положительного решения через определенный промежуток времени в пользу идеи, товаров или услуг. В отличие от товарной рекламы, направленной на формирование спроса на рынке, цель PR-кампании - создание позитивного общественного мнения.

1.1 Характер и разновидности PR-кампаний

 

PR-кампания входит составным элементом во всю деятельность паблик рилейшнз.

 

PR-кампания планируется и проводится для достижения (или создания) таких условий, которые способствуют решению стоящих перед организацией (предприятием) задач. Но, независимо от конкретных целей, PR-кампания предполагает налаживание взаимопонимания между фирмой и ее партнером (клиентом, общественностью) путем коммуницирования на основе, полной и точной информации.

 

По своим задачам, тематической направленности и средствам реализации различные PR-кампании часто соприкасаются и даже пересекаются. Но они порою решают и самые неожиданные проблемы, что и определяет их содержание.

 

В то же время многообразие PR-кампании предполагает какие-то общие подходы, единые и достаточно универсальные методики, четкие рекомендации в каких-то базовых координатах, определенную повторяемость элементов и возможность тиражирования результатов. Без чего, в принципе, не может состояться никакая профессиональная деятельность, сколь бы творческой и поисковой она ни объявлялась. Поэтому в практике PR-кампаний уже можно выделить более или менее универсальные направления:

 

1. общая категория. Оказание эффективного воздействия на общественность одной или нескольких стран.

 

2. международная категория. Оказание эффективного воздействия на общественность одной или нескольких стран.

 

3. PR на службе общества. Использование PR в благотворительных программах в интересах всего общества. (Если главной целью PR-кампании является оказание коммерческих услуг спонсору, то проект относится к категории №1).

 

4. общественно-политические связи. Краткосрочные проекты по влиянию на правительственные структуры и их решения или эффективная PR-кампания по выборам кандидата на политический пост.

 

5. решение крупных проблем. Долгосрочная PR-кампания, нацеленная на решение крупных общественных проблем.

 

6. управление кризисными ситуациями. Урегулирование последствий острых кризисов или чрезвычайных ситуаций.

 

7. отношения с местными органами самоуправления. Работа с ключевыми для клиента аудиториями на местном уровне.

 

8. отношении с персоналом. Цель этой программы - повышение эффективности работы персонала или улучшение морального климата в коллективе.

 

9. отношения с инвесторами. Целью здесь является эффективное воздействие на настоящих и перспективных инвесторов или на финансовое сообщество в целом.

 

10. маркетинг (стимулирование сбыта нового товара). Цель PR-программы: реализация на рынке нового продукта.

 

11. маркетинг (стимулирование сбыта уже известного на рынке продукта).

 

12. маркетинг (стимулирование спроса на новые виды услуг).

 

13. маркетинг (стимулирование спроса на уже известные услуги).

 

14. организация специальных мероприятий (организация юбилеев, проведение мероприятий по случаю памятных дат или других акций). Продолжительность - до 8дней.

 

15. организация специальных заказных мероприятий. Продолжительность - свыше 8 дней.

 

16. PR-кампания по защите окружающей среды. Цель - привлечение внимание общественности или стимулирование мер по защите окружающей среды.

 

17. PR-кампания по защите интересов искусства. Поддержка творческих организаций или проведение спонсорских мероприятий.

 

18. прочие виды PR-кампаний.

 

PR-кампания может быть также посвящена: содействию выживаемости фирмы (что крайне актуально в нынешних экономических условиях); реализации инновационной или инвестиционной задачи; поиску партнера и налаживанию с ним взаимовыгодных отношений и многим другим задачам, которые возникают в практике бизнеса, управления, политики и должны решаться с помощью тех средств, которыми располагают PR. Они могут формулироваться следующим образом:

 

формирование благоприятного общественного мнения, в том числе и в отдельных регионах и группах населения;

 

разработка эксклюзивной концепции представления предприятия (его продукции) общественности;

 

формирование объективного имиджа организации с целью повышения эффективности ее деятельности;

 

повышение общественной значимости (социальной роли, имиджа) представители деловых кругов, общественных деятелей, руководителей органов управления, фирм, в том числе для участия в предвыборной кампании;

 

содействие реализации отдельных программ фирмы (выпуск продукции, совместных с партнером проектов, продвижение идеи для получения кредитов, поиск партнера, размещение заказа);

 

содействие в преодолении конфликтных ситуаций;

 

налаживание взаимовыгодных связей и формирование доброжелательного отношения за пределами фирмы (структуры, организации);

 

повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников фирмы;

 

подготовка специалистов и руководителей к осуществлению представительских функций.

 

PR-кампания может охватить все или отдельные направления. В целом же, при разработке ее задач нужно исходить из запросов заказчика и самих функциональных возможностях PR.

 

Однако никогда программы PR не должны поддерживать неправду, в коммуникационных связях все сообщения и все акции должны быть обоснованы и соответствовать социально приемлемым целям.

 

Подготовка PR-кампании

 

Как одно из самых эффективных проявлений профессиональной работы в паблик рилейшнз, кампании PR должны проводиться с максимальной нацеленностью на планируемый (желаемый) результат. И еще они должны основываться на определенных общих методических началах, которые позволяли бы эту работу тиражировать и тоже добиваться нужного итога.

 

Сложность и многоаспектность PR-кампании предполагает разделение ее на несколько технологических звеньев (или этапов).

 

Подготовительный этап имеет немало психологических трудностей. Они, в частности, заключаются в том, что в беседах с руководителями фирмы заказчика приходится выступать в своеобразной роли человека, знающего больше, нежели они. Такие сложности могут перейти и в организационно - финансовые проблемы, когда на подготовительные этапы выделяется мало средств и не удается в полной мере провести исследования, необходимые для разработки PR-кампании.

 

Вначале любой кампании важно решить, какие цели должны быть достигнуты, а для этого можно поставить такие вопросы:

 

поможет ли кампания продвижению на рынок?

 

Улучшит ли она общественные отношения?

 

Повысит эффективность корпоративных отношений?

 

Укрепит взаимодействие с правительством?

 

Улучшит коммуникации с акционерами и финансовым лидером?

 

Поднимет уровень информированности ключевых сотрудников?

 

Изменит конкретный (специфический) подход?

 

Повысит престиж?

 

Следовательно, в основу PR-кампании должен быть положен продуманный и тщательный анализ всех обстоятельств и фактов, относящихся к задаче. PR-специалисты владеют методикой и имеют опыт налаживания взаимопонимания, но все же главное - постановка целей. При разработке программы необходимо опираться на результаты исследований, а в период осуществления кампании - анализировать ее ход. Такой анализ позволит вносить соответствующие изменения и тем самым придаст кампании необходимую гибкость, так как PR во многом напоминают игру в шахматы: 10% интуиции, 25% опыта и 65% упорного труда.

 

Процесс подготовки PR-кампании упрощенно сводится к формуле RACE. В ней:

 

RESEARCH (исследования) - анализ, изучение, цель;

 

ACTION (действие) - разработка программы, сметы;

 

COMUNIKATION (общение) - реализация программы коммуникаций;

 

EVALUATION (оценка) - контроль, анализ результатов, оценка, корректировка программы.

 

Эту формулу можно развернуть в более детальную технологическую схему. В эту схему (примерную, т.к в каждом случае возможны свои особенности) могут войти такие этапы.

 

В любом случае, кампания PR начинается с заказа или задания. Этот этап очень важен и предполагает умение специалистов найти потенциального заказчика и убедить его а необходимости PR-кампании. И именно он во многом определяет профессионализм PR-структуры и в какой-то мере обеспечивает ей возможность работать.

 

Этот этап может быть нескольких видов:

 

1. поиск заказа для предпринимательской структуры. Его можно проводить с помощью таких мер:

 

* регулярные контакты с другими PR-фирмами;

 

* участие в тендерах или конкурсах на лучший PR-проект;

 

* изучение рекламы и сообщений прессы об открытии новых предприятий, об общественно - политических акциях и другой подобной информации;

 

распространение рекламно - информационных материалов о своей PR-фирме, ее специализации, качестве услуг.

 

Определив потенциального заказчика, можно подготовить ему краткое, до 2-х страниц, хорошо оформленное предложение об услуге. Отправив его адресату, следует через неделю по телефону выяснить отношение к нему.

 

2. получение задания.

 

PR - компания может быть провидена и по предложению заказчика.

 

В этом случае многие детали предыдущего звена отпадают, но всё-таки фирме надо если не доказывать свою компетентность, выглядеть солидно и достойно вести дела.

 

3. поручение руководства фирмы.

 

Эта форма может практиковаться для структуры в составе фирмы. Задание связано с общей стратегией фирмы и может исходить и от ее руководства, и от самой PR-структуры. В этом случае возможно частичное использование той же методики, что и при подготовке предложения и его обсуждении.

 

Возможны, конечно, и иные варианты, например, рождение целого проекта в ходе каких-то бесед, обсуждений, выступлений.

 

Разработка общих задач PR-кампании.

 

После получения (нахождения) заказа (задания) на PR-кампанию надо провести разработку ее общих задач и условий. Сюда относится:

 

определение (в общих чертах) объекта PR-кампании

 

определение общей суммы и/ или поэтапных затрат и всей системы оплаты. Общий же объем работ и сумму затрат можно определять по одному из следующих вариантов:

 

1. заказчик выделяет на PR-кампании средства, и в соответствии с расценками предприятия определяется объем предполагаемой работы.

 

2. заказчик дает конкретное задание, на основании которого по расценкам предприятия составлен план.

 

Распределение выделяемой на PR-кампанию суммы по этапам может быть таким:

 

разработка общих задач PR-кампании - 5%;

 

исследование условий PR-кампании, формулирование концепции, разработка плана и сметы PR-кампании - 10%;

 

реализация PR-кампании (включая резерв) - 70%;

 

анализ эффективности PR-кампании, ее коррекция и подведение итогов - 15% общей суммы.

 

Исследования условий PR-кампаний

 

После выработки общих подходов PR-кампании необходимо провести анализ состояния дел на предприятии (в организации), вне его и вообще тех условий, которые станут предметом кампании.

 

Эти исследования представляют собой ответственное звено всей PR-кампании, они в целом и делают PR профессиональной сферой деятельности, основанной на серьезной методологии. Только на такой базе и возможны участия в менеджменте, продвижении продукции, формировании имиджа и реализация других функций PR.

 

Подготовка PR-кампании предполагает готовность заказчика предоставить о своей фирме полную и достоверную информацию. Иначе нельзя будет правильно разработать стратегию PR-кампании.

 

Изучение проблемы лучше всего начинать с самого влиятельного лица фирмы. Ему необходимо ставить такие вопросы, которые в конечном счете должны определить, что больше всего беспокоит фирму и ее руководителя. Эти вопросы зависят от задачи и направленности PR-кампании, если они определены заранее, или от состояния проблемы в случае поискового варианта.

 

Количественные исследования.

 

Их используют для замеров рынка, анализа конкретных данных (возраста, пола, места жительства, социально-экономического статуса потребителей и клиентов). Они позволяют понять происхождение события и даже предсказать их возможное развитие.

 

Качественные исследования.

 

Они объясняют, почему и как это происходит. Отличаются от количественных тем, что имеют дело больше с пониманием, чем с описанием, объяснением, чем с анализом, интерпретацией, чем с измерением, примерной стратегией, чем с планированием. По определению Т.И. Глушаковой (МГИМО), они не имеют дело с истиной и их можно рассматривать как технику решения проблем.

 

В качественных исследованиях не применяют структурные вопросники. Они построены на занятиях психологии, более на искусстве, чем на научной основе, когда беседы с небольшой, но представительной целевой группой дают нужные данные. Качественные исследования основаны на гибком подходе, индивидуальной методологии, ориентированы на удовлетворение специфических потребностей заказчиков. Такие исследования могут обеспечить совет, подтвердить что-то, но не могут предсказать чего-либо с абсолютной точностью. Они имеют дело с гипотезами, мнениями и часто не приносят ни правильного, ни ошибочного ответа: они не ясны и не точны, не делят действительность на черное и белое. Ценность таких исследований состоит в том, что они указывают на какое-то явление и дают ему определение. Это помогает решать проблемы, генерируя новые идеи.

 

 

Процесс сбора и анализа данных можно свести к нескольким позициям:

 

опрос (письменный и/ или устный);

 

наблюдение;

 

эксперимент;

 

изучение внутрипроизводственных сведений (статистика, отчеты);

 

анализ доступного внепроизводственного материала (публикации НИИ, документация конкурентов, каталоги ярмарок, специализированные журналы и т.д.);

 

подбор и изучение материалов об общей (экономической, политической, социальной, научно-технической) ситуации.

 

В конечном счете весь анализ должен определить:

 

* особенности экономических и социально-нравственных условий в сферах (регионах) деятельности и интересов предприятий заказчика;

 

* состояние производственных и социально-психологических отношений на предприятии;

 

* рейтинг предприятия;

 

* особенности будущей стратегии предприятия.

 

Все это должно помочь найти решения проблемы или те новые возможности, которые следует реализовать с помощью PR-кампании.

 

Результаты анализа надо изложить в итоговой справке.

 

В ней должны быть:

 

идентификация и оценка проблемы;

 

формирование общих условий проведения PR-кампаний;

 

определение контуров общей цели PR-кампании.

 

Идентификация проблемы и ее оценка являются и проявлением обратной связи, поскольку надо общаться с заказчиком и, таким образом, выясняется его отношение ко всей работе, согласовываются общие подходы.

 

Формирование концепции, разработка плана и сметы PR-кампании.

 

Наконец, после всех исследований и бесед подошло время формулировать концепцию PR-кампании. Она основывается на общих задачах PR-кампании, на проведенных исследованиях и должна учитывать возможные средства и ресурсы. Это очень ответственная часть работы, ведь она затем станет основой для проверки PR-кампании.

 

1.4 Реализация PR-кампании

 

Реализация PR-кампании предполагает использование всех имеющихся средств с наибольшей эффективностью для достижения намеченных целей в точном соответствии с планом.

 

В процессе PR-кампании крайне важно установить хорошие взаимоотношения с PR-консультантом (если такой есть) или тем сотрудником, которому поручена связь с исполнителем на фирме-заказчике и он станет связующим звеном между фирмой и заказчиком, а также хорошо знакомыми ему аудиториями.

 

Оценка эффективности PR-кампании, ее коррекция и подведение итогов.

 

Кроме конечной оценки, надо периодически замерять эффективность PR-кампании и по необходимости вносить в нее изменения, для чего можно использовать средства из резерва. Однако, этот замер и представляет собой весьма сложную задачу.

 

Практика PR выработала некоторые общие слагаемые этого процесса и они могут быть такими:

 

анализ использования запланированных средств и проведения соответствующих акций;

 

промежуточные замеры эффективности отдельных элементов PR-кампании;

 

корреляция принимаемых мер и используемых средств в зависимости от результатов анализа;

 

подведение итогов всей PR-кампании;

 

подготовка рекомендаций заказчику на будущее;

 

подготовка отчета о PR-кампании;

 

окончательный расчет.