Кора гол. мозга. пластичность ее.

 

Высшим отделом ЦНС является кора больших полушарий. Она обеспечивает совершенную организацию поведения человека и животных на основе приобретенных в онтогенгезе функций.

Кора БП делится на древнюю (обонятельная система – луковица, тракт и бугорок), старую (часть лимбической системы мозга) и новую кору. Новая кора занимает 95-96% общей площади и является высшим отделом соматической нервной системы, интегрирующей и интерпретирующей сенсорную информацию, управляющей произвольной двигательной активностью, обеспечивающей возможность осмысленного восприятия мира. Деятельность новой коры осознается человеком, тогда как функции других отделов ЦНС не отражаются сознанием.

В процессе филогенетического развития кора головного мозга не только увеличивалась в размерах, но и усложнялась в морфологическом строении. У человека новая кора состоит из 6 слоев специализированных нервных клеток, старая кора состоит всего из 3х слоев клеток. По функциональному признаку корковые клетки делят на сенсорные (афферентные), двигательные (эфферентные) и ассоциативные. К сенсорным клеткам относятся звездчатые нейроны, входящие в состав 3 и 4 слоев сенсорных областей коры. К эфферентным клеткам – нейроны 5 слоя моторной зоны коры – гигантские пирамидные клетки Беца. К ассоциативным нейронам относятся веретенообразные и пирамидные клетки 3 слоя. Нейроны окружены нейроглией, клетки нейроглии осуществляют трофическую, опорную и другие функции.

Системная интегративная функция коры БП обеспечивается четкой вертикальной анатомической связью корковых клеток с периферическими рецепторами, а также обширными горизонтальными связями центральных корковых проекций сенсорных систем со всеми областями коры. Афферентные импульсы по проводниковым путям через таламус (за исключением обонятельных) поступают в центральные корковые проекции. Центральные корковые проекции сенсорных систем – первичные зоны – воспринимают только специфическую информацию (например, центральные проекции зрительной сенсорной системы – только зрительную информацию. Во вторичные проекционные зоны, находящиеся рядом с первичными, поступает как специфическая информация, так и отличная от нее. Наконец, в третичные (ассоциативные) зоны поступает и специфическая информация от рецепторов, и сигналы от всех проекционных зон коры. Ассоциативные зоны коры занимают около 1/3 всей ее площади и обеспечивают сложную интегративную функцию: речь, письмо, интеллектуальные операции, и, наконец, сознательное отражение реальной действительности.

 

В коре головного мозга располагаются центры, регулирующие выполнение тех или иных функций. Локализация функций в коре полушарий представлена в виде цитоархитектонических полей (их 53), которые могут наслаиваться и частично перекрывать друг друга.

В коре выделяют сенсорные, моторные и ассоциативные области.

Сенсорные:

Кожная рецептирующая система – проецируется на заднюю центральную извилину – тактильная, болевая и температурная чувствительность.

Кора теменной доли – осуществление сложного анализа (локализация раздражения, стереогноз).

Зрительная система – затылочная доля. Там же расположены ассоциативные зоны, с помощью которых возможен анализ цвета, формы, размеров, качества предметов; при поражении – неузнавание предметов.

Слуховая система – височные извилины.

Обонятельная, вкусовая системы – гиппокамп.

Моторные:

Моторные области расположены в передней центральной извилине, раздражение ее вызывает двигательную реакцию. Спереди расположены пермоторные поля – организуют комплексные, координированные, стереотипные движения.

Ассоциативные:

80% поверхности коры БП.

Основная функция – ассоциация разносенсорной информации, необходимой для формирования сложных элементов сознания. Расположены в лобной, теменной и височных долях. Разрушение ассоциативных областей приводит к грубым нарушениям обучения, памяти и речи.

Лобные ассоциативные поля имеют связь с лимбическим отделом мозга и реализуют сложные двигательные поведенческие акты. При повреждении развивается апраксия – нарушение выполнения целенаправленных движений (бытовых, производственных)

При поражении моторного центра речи (центра Брока) - сохраняется понимание, но нарушается воспроизведение.

При поражении сенсорного центра речи (центра Вернике) – нарушается понимание речи как окружающих, так и своей.

Апраксия – нарушение чтения и понимания прочитанного.

Аграфия – утрата способности правильно писать при сохраненной функции верхней конечности.

 

Одна из особенностей мозга человека – так называемая функциональная специализация полушарий головного мозга. Левое полушарие ответственно за логическое, абстрактное мышление, правое – за конкретное, образное. От того, какое из полушарий наиболее морфологически развито и доминирует у человека, зависит его индивидуальность, особенности восприятия (художественный или мыслительный тип характера). При выключении правого полушария больные становятся многословными (даже болтливыми), разговорчивыми, однако речь их теряет интонационную выразительность, она монотонна, бесцветна, тускла, приобретает гнусавый оттенок. Кроме того, такой больной теряет способность понимать значение речевых интонаций собеседника. При сохранении словарного запаса речи и повышенной речевой активности «правополушарный» человек теряет ту образность и конкретность речи, которую ей придает интонационно-голосовая выразительность. Нарушается восприятие сложных звуков, человек перестает узнавать знакомые мелодии, затрудняется в распознавании мужских и женских голосов (нарушается образное слуховое восприятие). Неполноценность образного восприятия выявляется и в зрительной сфере, не замечает недостающую деталь в незаконченных рисунках, больной затрудняется выполнять задания, требующие ориентировки в наглядной, образной ситуации. Таким образом при выключении правого полушария страдают те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного мышления. Такое состояние психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом (оптимистичность, склонность к шуткам, вера в выздоровление и т.д.)

При поражении левого полушария резко ограничиваются речевые возможности человека, обедняется словарный запас, больной не помнит названия предметов, хотя и узнает их. Речевая активность резко снижается, но интонационный рисунок речи сохранен. Зато такой больной хорошо узнает мелодии песен, может их воспроизводить, у него сохраняются все виды образного восприятия. Нарушается способность запоминать слова, он дезориентирован в месте и времени, но подмечает детали обстановки, сохраняется наглядная конкретная ориентировка. При этом возникает отрицательный эмоциональный фон (у больного ухудшается настроение, он пессимистичен, трудно отвлекается от печальных мыслей и жалоб)